Суббота, 15.12.2018, 04:47
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Свободу человеку и электрону!

Мишпатим

Свободу человеку и электрону!

И вот законы, которые ты разъяснишь им: Если купишь раба-еврея, шесть лет он будет служить, а на седьмой – выйдет на свободу без выкупа. Если он пришел один, выйдет один, а если была у него жена, выйдет и жена вместе с ним. Если господин его даст ему жену и та родит ему сыновей или дочерей, жена и ее дети останутся у господина, а раб выйдет один. А если заявит раб: я люблю господина своего и жену свою, и детей своих, не выйду я на свободу, пусть господин приведет его к судьям и подведет его к двери или к косяку, и проколет господин ухо его шилом, и останется служить ему навеки.” 
Шмот 21.1 – 21.6

Недельная глава Мишпатим следующая за главой "Дарования Торы” открывается законом о еврее – рабе. Особо подчеркивается, что еврейский раб не желающий покидать своего хозяина, приводится в еврейский суд и подвергается в случае своего "упрямства” унизительной процедуре (смысл чуть ниже) ухопрокалывания у мезузы.

Попробуем обнаружить связь между дарованием Торы как стержнем, вокруг которого вращаются все события главы предыдущей и первым из законов, которыми Пятикнижие начинает описание  реализации Торы в главе, озаглавленной мудрецами Мишпатим (законы).

Очевидно, свобода, занимающая первое место на пьедестале еврейских законов, получает свое "золото” с Синайского Откровения.

Итак, вопрос ясен: отчего свобода во-первых, а все остальное - во-вторых?

Свобода присуща всем уровням Бытия. Рав Арье Каплан рассматривает принцип Неопределенности Гейзенберга* как свободу, данную элементарным частицам. Понятно, что поднимаясь по ступенькам "всего живого”, мы обнаруживаем все большие уровни свободы. У растения свобода тяги к свету и прокладывания в почве корневой системы, у животного – свобода движения.

Свобода слова, следовательно, не пустопорожний лозунг, а исполненный истинного смысла Божественный закон.

Очевидно, что стоящему на верхней ступеньке мироздания человеку свобода необходима не как средство для нормального функционирования, а как Цель. Утрата оной человеком приводит не только к смерти физической как у животных и растений, но к результату много страшнее – смерти духовной.

Исход из Египта даровал евреям, а через них всем людям "доброй воли” возможность освобождения из привычнейшего из рабств – всевластия обстоятельств и желаний.

Представим себе ситуацию, обрисованную Пятикнижием в процитированном нами выше отрывке.  Еврей оказывается в долговой зависимости от другого еврея и суд выносит решение о принудительном труде для возвращения долга (например, пойманный вор таким образом будет расплачиваться за содеянное, ведь к стоимости украденного еврейский суд добавляет еще совсем не маленький штраф). И вот наступает долгожданный момент, когда чаша рабства испита до дна, а раб не хочет на свободу. Дадим поясннение из устной традиции: "взявший себе раба взвалил на себя хозяина” – взявший себе еврейского раба взвалил на себя заботу о пропитании для всей его семьи (семья-то ведь осталась без кормильца), а все остальное можно домыслить, исходя из следующего правила: если у хозяина и у раба одна подушка, то по-человечески спать будет, как вы догадались. Конечно же, раб.

В свете вышесказанного с негодованием отбрасываем вызывающее неправильные ассоциации слово "раб” и "вводим в бой” действенное слово "работник”. Помните, сказанное в "Понедельник начинается в субботу”: "собачки служат, я - работаю”, или, более классическое (?) "Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

А чем, простите, отличается работник от раба? – а тем, что было написано в нашем школьном учебнике истории – "раб не заинтересован в результатах своего труда”. Развернем вышепроцитированную сверхбанальность в нашу еврейскую сторону: Плоды рабского труда во исполнение желаний собственного Эго достаются в конечном итоге трупным червякам; отсюда принципиальная не заинтересованность нашей души. Не аппетитно-с, господа! - Уж увольте.

Свобода души тождественна свободе реализации Замысла Вс-го. В основе еврейского отношения ко всему лежит простая до гениальности идея – никаких посредников! Ультимативное требование Вс-го Фараону "отпусти народ мой дабы работал он на меня” – есть фундамент такого "беспосреднического” отношения к себе и к жизни.

Вернемся к рабу (по сути своей), у которого отличный еврейский хозяин с одной стороны и экономический облом с другой. На улице безработица, полная неопределенность, а у хозяина привычный уют, тепло без неожиданностей плюс забота о семье плюс возможность скурпулезного соблюдения всех законов Пятикнижия. А вы бы в данной ситуации не решились бы пожертвовать собой и целостностью собственного уха?

Нашему мирскому существованию не даром предшествовали 40 лет с "пустым холодильником”. Ман в пустыне, как известно, выпадал каждый день кроме Шабата и сохранности не подлежал. Попытка отложить сэкономленный сегодня ман на завтра заканчивалась всегда одинаково – червивостью. (Мое личное мнение, Дотан и Авирам в вышеозначенных обстоятельствах, наблюдали не просто червяков, но трупоедов!). 

40-летний урок прямого контакта со Вс-м позволяет еврейскому народу идти в мир, сохраняя хорошие шансы на непрекращение связи с Творцом. Напоминаю, что всякая, уважающая себя, беременность длится 40 недель. Еврей, предпочитающий уверенность в завтрашнем дне (полагающийся на посредника) прямому контакту с Создателем – неполноценный ученик, плохо усвоивший эмбриональный урок мана в пустыне. (Напоминаю, ман означает порция, так что квантовость электрона, господа физики, более, чем уместна). Его несовершенство как ученика, его страх перед внещним миром, заслуживают дырки в ухе. Не случайно эту дырку ему делают на границе внутреннего и внешнего.

Уши, не воспринявшие урок Синая, стали причиной, недостойного еврея, страха перед внешними обстоятельствами.

(В этом месте в книге будет резюме вышесказанного, которое наши уважаемые адресаты могут досочинить сами).

Завершаем лозунгами: "Не убоись! – нам ли быть в печали?!”

В 1928 гениальный немецкий физик Гейзенберг выдвинул принцип, в соответствии с которым, местоположение электрона может быть дано лишь в шкале статистической вероятности – так называемые, электронные облака. По-простому, невозможно запереть электрон в клетку из времени и пространства теоретически невозможно.

Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
"Забота о смерти (месте захоронения и т.п.) - проверенное средство для продления жизни" Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Семинары и шабатоны [279]Анонсы новых книг и лекций [13]
Лекции и встречи [626]Объявления [163]
Статьи [1136]Видео уроки [141]
Уроки Торы онлайн [108]
Недельные главы Торы онлайн
Вебинары [28]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод