Дварим
Когда все разрушено
(Учеба. 3-4 год)
«Вс-вышний, Вс-сильный наш говорил с нами на
Хореве сказать: много вам сидения у этой горы»
(Дварим, 1:6)
Слова «много вам сидения у этой горы» звучат не очень складно и в оригинале: «рав ляхем шевет бе-ґар ґазэ». Раби Шломо из Радомышля предлагает следующую «корневую» трактовку этого предложения. Хорев намекает на время разрушения – хурбан, а шевет – на шабат, который станет в этот тяжелейший (в духовном плане) период нашим равином – рав.
Согласитесь, сегодняшние праздники ущербны. В них отсутствует основной элемент регель – восхождение в Храм. Но отсутствует не только пространственная составляющая, но и временная. Даты праздников установлены мудрецами (новомесячья выделены мудрецами во времена Ґилеля ІІ, около 250 года христианской эры) и мы, следовательно, утратили власть (ограниченную – ибур ходеш) над временем. Но лучший из подарков Творца – шабат, остался у Израиля.
Практический вывод, предлагаемый Савраньским ребе, есть переложение вышесказанного на язык нашей жизни. Если происходит то, что мы ощущаем, как хорбан-разрушение, то совет сделать шабат – устраниться от попыток изменить ситуацию, в надежде на избавление «от Создателя». Ведь все Мироздание до появления Шабата было весьма зыбким и приобрело устойчивость-гармонию, лишь благодаря Седьмому Дню.
Попытка убрать тревогу и печаль, изгнание дурных мыслей и переход в состояние душевного спокойствия с помощью Вс-вышнего, дарует нам истинную уравновешенность.