Корах
Незапятнанность биографии
«И взял Корах»
(Бе-мидбар)
Вопрос, который задает автор комментария «Ган раве», основывается на известном мидраше о высочайшем духовном потенциале сына Йицґара, сына Леви. Свидетельство тому, по словам мидраша, происхождение пророка Шмуэля по прямой мужской линии от Кораха, сына Йицґара. А был пророк, по мнению того же мидраша, равен Моше и Аґарону, вместе взятым, ни много, ни мало!
Собственно, мидраш говорит о лидерском потенциале Кораха, а вовсе не сравнивает личные душевно-духовные качества наших праведников. И как раз в этом контексте и звучит вопрос раби Ханоха Ґениха: как, а разве Корах бен Йицґар, бен Кеґат, бен Леви, забыл о сказанном раби Йохананом от имени раби Шимона бар Йохая о причине падения царства Шаула: «Не назначают лидера над Израилем, а только если есть у него пятно на биографии[1]» (Трактат «Йома», 22:2).
Даже у Моше и Аґарона было подобное «затемнение» - их отец Амрам женился на собственной тете Йохевед. Да, это было до запрета, не данной еще Письменной Торы, но все же… А вот биография Кораха была безупречной. Но объясняет «Ган раве», Корах рассчитывал на свою… исключительность. Но ведь бывают исключения – вот, например, пророк Шмуэль? Забыл несостоявшийся лидер Израиля (как и все, верящие в свою исключительность), что у Шмуэля было пятно на биографии, по имени… Корах!
[1] Подробнее смотри «Учеба. 1 год», тема «Темные места Торы».