Хукат
Урок подобия
«И собрал ритуально чистый
человек золу коровы»
(Бе-мидбар, 19:9)
Рабейну Яаков бен Ашер (годы жизни, примерно 1270-1340), автор комментария «Бааль ґатурим», рассматривает выражение «ваасаф – и собрал» в контексте еще двух его появлений в Письменной Торе. «И собрал человек прокаженный» (Вторая книга Царей, 5:11) и «и соберет отдаленных» (Йешайяґу, 11:12). Вот его объяснение: «Трижды появляется «ритуально чистый», «и собрал прокаженный», «соберет отдаленных Израиля» – прокаженный подобен мертвому, и так же, как зола коровы очищает, так молитва праведников и она очищает». «И соберет отдаленных Израиля» … и не будут более нуждаться в золе коровы, как сказано: «проглотил смерть навсегда» (Йешайяґу, 25:18).
Смысл комментария Рабейну Яакова Ашера связан с тремя периодами исторического процесса: до разрушения І Храма, период ІІ Храма и галут Эйсава, Геула и ІІІ Храм.
Очищение золой рыжей коровы – исправление прошлого – давало право на близость к Создателю через Мишкан и І Храм. Весь период галута, в особенности без ІІ Храма, Мир стоит на молитве Израиля, на молитвах его праведников – наше настоящее. Проиллюстрируем следующей историей. Она произошла 5 кислева 5700 года (ноябрь 1939г.).
Совсем еще тогда молодой человек (не помню, к сожалению, имени уважаемого равина) был очень близок к раву Карелицу («Хазон Иш»). Однажды осенью, придя в хорошо ему известный дом, он заметил некую растерянность. Вместо объяснений, кто-то из домочадцев указал ему на комнату Хазон Иша. Зайдя, он, к изумлению, обнаружил цадика, рыдающим как ребенок. «Ребе, что случилось?» – предчувствуя несчастье, спросил юноша.
В ответ рав Йешайяґу протянул ему телеграмму, в которой сообщалось о смерти главы Каменецкой ешивы, рава Боруха Бера Лейбовича (годы жизни 1870-1939). Ничего не понимающий бохер сказал: «Да, конечно большой цадик, но…» – «Ты ничего не понимаешь, – прервал его Хазон Иш, – его молитва защищала евреев Европы, а теперь, кто теперь будет за них молиться?», – закончил, не переставая плакать, рав Карелиц.
Ну, а третий этап – счастливое будущее, где смерть станет нефункциональна, – в комментариях не нуждается. Обратим внимание читателя на отсутствие в 13-14 столетиях не только компьютеров, но и конкорданций, с вытекающими отсюда последствиями.