Бе-рейшит
Новое о главном
Как мы знаем из Устной традиции, Змей использовал для совращения первой женщины абсолютно неотразимый довод: съев запретный плод, ты окажешься в системе выбора «хорошо-плохо» и, выбрав «хорошо», вопреки «плохо», доставишь Творцу больший нахес, чем выбирая в системе «хорошо-хорошо». Как могла женщина отразить этот неотразимый силлогизм, объясняет раби Симха Буним из Пшисхи.
Ответ женщины должен был быть следующим. Змей, твой довод воистину неотразим и, благодаря ему, я оказалась в плоскости выбора «добро» (запрет Создателя) – «зло» (довод Змея) и я, по твоему совету, выбираю Добро!
А вот еще один «простой» комментарий от раби Симхи Бунима.
«Как бы не простер он руки своей и не съел
так же от Дерева Жизни и хай (жив) навсегда»
(Бе-рейшит, 3:23)
Слова «съел» и «хай навсегда» несовместимы, ибо поедание пищи означает недостаток, а «хай навсегда» - полноту.
И заключим практическим выводом (моралью) также от раби Бунима. Сказано: «подобного поступкам страны Египетской (Мицраим), в которой вы находились, не делайте» (Вайикра, 18:3). Какой урок следует извлечь из предупреждения Торы? Ведь, как мы знаем из Устной традиции, Мицраим была клоакой тогдашнего мира, а дельта Нила, в которой проживали евреи, была, в свою очередь, самым духовно низким местом в Египте. Следовательно, поступки, о которых идет речь – грязнее не бывает! И вот теперь настоящий знак вопроса (от рава Бунима): но разве предупреждение о самом страшном не делает менее ужасное почти дозволенным?! Как пример – строжайшее предупреждение об ужасе кровосмешения (или убийства), делает в глазах предупреждаемого блуд (или воровство) не таким уже и страшным преступлением!?
Объясняет ребе Симха Буним из Пшисхи, что Тора имеет в виду наглядный пример деградации. Вот до какой потери подобия Создателю может дойти, рожденный божественным человеком, индивидуум.
Если «начинающим» наркоманам продемонстрировать «сидящих на игле», то даже их внешний вид позволит подросткам не доказывать свою взрослость чрез употребление даже «легких» наркотиков!