Эйкев
Избегай плохого
«Не скажи… в заслугу мою привел меня Вс-вышний
унаследовать эту страну… Не в заслугу твою и не за
прямоту сердца твоего ты приходишь унаследовать
этим народам… и знай, что не за заслуги твои Вс-вышний,
Всесильный твой, дает тебе эту хорошую страну»
(Дварим, 9:4,5,6)
Трижды, предложение за предложением, Моше повторяет, что не в заслугу Израиля мы получаем Эрец Исраэль. В чем смысл такого троекратного подчеркивания отсутствия заслуг у поколения, исправившего промах разведчиков[1], выросшего в пустыне, поколения пророков и их учеников?!
Число три означает постоянство и, конечно же, Моше обращается ко всем поколениям. Недельные главы книги «Дварим», полные замечаний детям Израиля от его «мамы» Моше, читаются в месяцы ав и элуль – месяцы желания уйти от плохого, все исправить и вернуться к Творцу. Вся Пятая книга, по мнению мудрецов, это попытка донести до нас, как бы низко мы не опустились за тысячелетия Галута, Тору Синая. «Дварим» - это переход от Торы письменной к Торе Устной. «Моше передал Тору Йеґошуа, Йеґошуа – старейшинам…».
И объяснение получается весьма нелицеприятное. Евреи, утратив высоту Синая, спускаясь в этот мир, должны не испортить хорошести приготовленной для них Страны Израиля. Задача воспитания малых духовных детей Израиля заключается в ощущении себя незаслуженными, маленькими. Идее скромности служит еще одна строка из главы «Эйкев»: «только отцов твоих возжелал Вс-вышний любить их, и выбрал потомков их из всех народов» (10:15).
А основной практический вывод: сур мира – избегай плохого – вот главная работа еврея. Делая хорошее, не забывай, что то, что, слава богу, получается, это Его заслуга!
[1] Смотри «Путешествие по недельным главам книги Бе-мидбар», глава «Хукат»