Ваякґель – Пкудей
Намек на простоту
«И собрал Моше…»
(Шмот, 35:1)
РаШИ утверждает: ««и собрал» на следующий день после Йом Кипура». Вопрос – где в тексте намек на подобную хронологию? Вовсе не претендуя на раскрытие пути, которым шел РаШИ, предложим следующее объяснение.
Как известно, наш Учитель был «анав мэод ми коль адам – скромнее любого человека» (Бе-мидбар, 12:3). Но тогда возникает возражение: пророк Шмуэль разъезжал по всему Израилю, дабы не утруждать евреев, в нем нуждавшихся, а Моше Рабейну собирает кагал? Не обходит стан Израиля, а собирает их вокруг себя?
Можно возразить известным правилом: «царь, прощающий за неуважение [к нему проявленное] – неуважение не прощается». Но если вспомнить сказанное Вс-вышним Моше (во время «плясок» эрев рав вокруг сделанного ими золотого тельца): «лех ред – иди спустись» - «спустись с высоты (величия твоего – РаШИ), то использование этого правила в отношении Моше Рабейну станет невозможным – он утратил вместе с Израилем свой статус?!
И потому следует вспомнить «салахти ке-двареха – простил Я по словам Твоим» - а это было сказано Творцом на исходе Йом Кипура! Логическая цепочка выстроена.