Шофтим
Справедливость как две опоры нашего мира
«Справедливость, справедливость преследуй,
чтобы ты жил и унаследовал землю»
(Дварим, 16:2)
Дважды сказанное слово «справедливость» ясно указывает на два результата: «чтобы ты жил и унаследовал землю». Их расшифровка связана со сказанным в «Поучениях мудрецов» и в Трактате Санґедрин (7):
«Меч приходит в этот мир из-за искажения в суде, галут приходит в этот мир из-за работающих на чужую работу» (Пиркей авот, 5).
«Всякий, назначающий не честного судью, как будто сажает ашейру[1]».
Получается, что несправедливые судьи, делающие результат суда зависящим от «интересов», приводят и к «мечу», и к «галуту» (ведь, уподобляются они дереву ашейре – делая суд результатом усилий [взяток] одной из сторон). И потому, стоящий за справедливость спасает нас от меча – «чтобы ты жил» и от изгнания – «и унаследовал землю».
[1] Символический атрибут чужой работы – дерево, приносящее плоды, если о нем заботиться.