«Начни с себя»
В главе «Корах» впервые звучит до физической боли знакомый многим революционный лозунг кровавой французской революции «Свобода, равенство, братство». Океаны человеческой крови, пролитой борцами за справедливость – лучшее доказательство не всегда чистых намерений прикрывающихся этим и подобными лозунгами. Гордо выступающий за восстановление попранной, по его мнению, справедливости очень часто имеет в виду личную ущемлённость!
Именно так подходят наши мудрецы к претензиями зачинщика бунта Кораха. Они делают следующее замечание: если он, Корах, — идеалист без страха и упрёка, то отчего слова «Почему вознесли (себя над нами)?» звучат при выделении Всевышним коhенов. Где был наш правдолюбец, когда подобным же образом было выделено всё колено Леви? Или факт принадлежности Кораха к этому колену подсластил пилюлю неравенства?
Попытки переустроить мир (конечно, к лучшему!) всегда заканчивались одинаково. И евреи, знакомые с вышеприведённым замечанием мудрецов и с историей распри Кораха и сообщников, во все века с опаской смотрели на «переделывателей» миропорядка. Ведь «лозунгом» евреев во все времена были последние слова следующей притчи:
Однажды молодой ученик обратился к равину:
— Ребе, вокруг столько горя, моё сердце горит: я хочу помочь несчастным людям, живущим в этом мире!
— Сынок, я очень хорошо тебя понимаю, но поскольку я прожил чуть больше тебя, то хочу дать один совет: не пытайся сделать людей счастливее в масштабах всего мира, попробуй силы на людях, живущих на твоей улице.
Молодой человек, внявший словам ребе, вернулся к нему спустя некоторое время весьма обескураженный:
— Ребе, у меня ничего не получается.
— Послушай, — сказал ребе, — а почему бы тебе не уменьшить размеры твоего предприятия и не попробовать сделать немного счастливей жизнь твоих соседей по дому.
Когда молодой человек вскоре появился опять, он был близок к отчаянию. Посмотрел ребе на ученика и тихо сказал:
— Начни с себя…
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: