Насо - это вторая глава в книге Бемидбар. И если
предыдущая книга - книга Ваикра говорила о том, ЧТО делать, книга
Бемидбар говорит о том, КАК это осуществить. Мидбар обычно переводится
как пустыня, но мидбар можно прочитать как медабер - разговор. Когда
двое говорят одновременно, то ничего не слышно. Мы уходим в пустыню для
того, чтобы научится слушать. Научится слышать Всевышнего, слышать тех,
кто нас окружает, и слышать самих себя.
Насо - это самая длинная недельная глава в Торе.
Можно было бы ожидать, что содержание главы будет соответствовать ее
длине. Но не так все просто - большую часть главы занимает описание 12
(двенадцати!) совершенно одинаковых приношений лидеров колен Израиля.
Зная, что в Торе не бывает не просто лишних слов, но и даже букв в чем
состоит смысл повторения одного и того же описания снова и снова?
Шавуот - праздник дарование Торы обычно выпадает на
первую или вторую главу книги Бемидбар. Дарование Торы произошло в
месяце Сиван - зодиакальный знак близнецов. Когда мы видим близнецов, то
их внешнее сходство не создает сомнений относительно внутренней
индивидуальности близнецов. Так и с нами, у нас у всех есть одни и те же
мицвот и одна и та же Тора. Мидраш Раба на нашу недельную главу дает
совершенно разные интерпретации, на первый взгляд, совершенно одинаковым
приношениям лидеров колен Израиля.
Все отличие между приношениями лидеров колен Израиля
состояло в намерении. Каждый из лидеров колен вложил в одно и то же
действие что-то свое, и это сделало эти действия уникальными. В наше
время роль приношений играет молитва. Довольно частым является вопрос -
что может быть индивидуального в стандартном тексте молитвы? Именно эта
формула подчеркивающая индивидуальность присутствует в первой брахе
Шмона Эсре: "Элокейну ве-Элокей Авотейну" - Бог мой и Бог отцов моих.
Сначала устанавливается индивидуальная, личная связь, а уже потом
достигаемая глубина или высота, на которую мы хотим подняться, зависит
от связи с предыдущими поколениями, от того на каком фундаменте мы
стоим.
Нахождение в пустыне должно нам помочь в решении
одной очень непростой задачи - нахождении баланса между личным и
общественным. Нет смысла придумывать велосипед, но и то, что работало
для других, не обязательно подойдет нам. Достижение баланса между этими
двумя факторам и есть выход из пустыни. Когда мы научимся слышать самих
себя и тех, кто вокруг нас, тогда мы будем готовы услышать Всевышнего.
р. И. Гладштейн
|