"В результате (экев) того, что ты будешь понимать эти
законы..." (Дварим 27:12). Слово экев, которое обычно переводится с
иврита как пятка, в этой недельной главе используется в очень необычном
смысле - в результате, в следствие, в качестве награды. Точно так же как
пятка - это конечность тела, в данном случае речь идёт ещё и о
конечности времени.
Талмуд говорит о том, что человеческая история в том
виде, в котором мы к ней привыкли, будет длиться шесть
тысяч лет (Санхедрин 97а). В течение этих шести тысяч лет история
движется по определённой схеме, которая совпадает с контурами
человеческого тела: первая тысяча лет соответствует правой руке этой
фигуры, вторая тысяча лет - это левая рука, третья тысяча лет - это
торс, четвёртая тысяча лет - это правая нога и так далее.
Движение времени соответствует движению с верхней
части человеческого тела до самых пяток. По мере приближения к концу
шестого тысячелетия ход истории начинает все больше и больше совпадать с
той частью человеческого тела, которая называется иквета деМешиха -
пятки Машиаха. Это очень сложный и наряженный период времени.
Для того чтобы попытаться понять, в чем именно
заключается сложность этого времени, нужно подняться по фигуре
человеческого тела чуть выше. Будем двигаться по ходу седалищного нерва и
посмотрим, что из этого получится.
Как известно, седалищный нерв запрещён Торой к
употреблению в пищу. Интересно, что запрет на седалищный нерв - это один
из тех запретов на еду, которые имеют объяснение в самой Торе. "И
боролся некто (ангел Эйсава) с ним до восхода зари. И увидел, что не
одолевает его, и затронул его бедренный сустав... Поэтому не едят
дети Израиля седалищный нерв на бедренном суставе, так как затронул он
(ангел Эйсава) бедро, седалищный нерв" (Берейшит32:25-26, 33).
Рав П. Винстон объясняет, что удар по бедру был
ударом хицоним – сил, которые управляют внешним, поверхностным, никак не
соприкасающимся с сутью дела. Ноги в каббале называются бар миГуфо -
внешнее по отношению к телу. Все жизненно важные органы находятся в
теле. И конечно не дай Б-г такому произойти, но можно выжить и без ног.
Другими словами удар по ноге означал, что теперь влияние хицоним (сил,
которые всегда заставляют отвлекаться от главного) станет сильно
ощутимым.
Влияние хицоним - это то, что всегда приводит к
ужасающим ошибкам, причём так, что часто тяжело поверить, как низко
можно пасть, увлёкшись несущественными деталями. Это недоумение мы видим
у Йирмиаху в его книге Эйха: как народ Израиля мог быть настолько
сильно подмят хицоним, чтобы до такой степени забыть о главном, что
Всевышнему пришлось разрушить храм для того, чтобы евреи хоть как-то
опомнились?
В нашей недельной главе Моше Рабейну не просто
повторяет тот же самый вопрос: как же мы дошли до жизни такой. Моше
предупреждает, что чем ближе мы будем подходить к дням Машиаха, тем
сложнее будет сфокусироваться на сутьевых вещах; и тем больше будут
шансы на то, что даже при самых благих намерениях можно будет
заблудиться и запутаться в трёх соснах.
Мало того, что по мере приближения ко времени прихода
Машиаха будет гораздо тяжелее соблюдать заповеди. Ещё сложнее будет не
съехать на периферию и иметь правильные намерения. Очень важно помнить о
том, что даже при условии соблюдения всех внешних "правил игры",
отсутствие внутреннего наполнения может легко привести к разрушительным
последствиям.
р. И. Гладштейн
|