Бе-рейшит
Вне конкуренции
"И сказал Г-сподь Б-г: ...как бы не простёр он [Адам]
руки своей, и не взял также от дерева жизни,
и не поел, и не стал жить вечно"
(Бе-решит, 3:22.)
«И изгнал [Создатель] Адама, и поставил с востока Сада Эдена
(райского сада) крувов (ангелов-хранителей) и острие
вращающегося меча охранять путь дерева жизни»
(Бе-решит, 3:24.)
Хотим ещё раз обратить внимание на соблюдение техники безопасности при чтении Торы. Давайте не будем поддаваться первому впечатлению. Смысл зачастую гораздо глубже, а иногда и прямо противоположным тому, что можно предположить вначале. В случае с приведённой выше цитатой, какое возникает первое впечатление? Всевышний ограждает человека от того, что тот больше всего желает — от бессмертия?
Поверхностный подход в ситуации с мечом приводит к параллели с Прометеем. Тот у богов огонь украл — они ему отомстили. Потому как греческие боги конкурируют не только друг с другом, но и с человеком. Для иудаизма идея конкуренции человека и Всевышнего, поддерживающего существование всего мира, абсурдна. Конечно, на самом деле всё наоборот.
Во многих переводах завершение второй цитаты звучит как «охранять путь к дереву жизни», но на языке первоисточника написано «путь дерева жизни». Что такое «путь дерева жизни»? Это путь мудрости, путь определённый Торой. И пока человек идёт по нему, он в безопасности. Сходит с него — оказывается перед проблемой, попадая под «вращающийся меч».
Вращающийся меч трактуется в одном из объяснений как последствия наших ошибок или проступков, которые постигают нас по принципу «мера за меру». По ТОМУ, что человек получает в тот или иной момент своей жизни, он может определить, что прежде сделал неверного, в чём отошёл от пути мудрости. Причём, возвращается к человеку не его проступок, а последствия того, что он сделал неверного. Ты создал энергию обиды, знай — она к тебе вернётся. Называя кого-то дураком, ты не боишься услышать это слово в ответ? Услышишь другое, ДЛЯ ТЕБЯ обидное.
Вращающийся меч и поставлен для того, чтобы человек, памятуя о возможных неприятных для себя последствиях, не сходил с пути мудрости. А если сошёл, то знал бы, как вернуться. Этот меч — благое дело, милость со стороны Творца, а не средство в борьбе с конкурентом.
Рав Матис Вайнберг объясняет: того, чтобы человек протянул руку, Создатель не хотел по той причине, что этим бы человек закрепил на вечность свои ошибки и слабости. В подтверждение напомним, что общеизвестны желание, чтобы нас спасли СЕЙЧАС, и нежелание работать над собой.
Подготовлено Ефимом СВИРСКИМ и Менахемом-Михаэлем ГИТИКОМ