Хукат
Рыжая корова Моше Рабэйну
«Вот закон Торы, который повелел
Вс-вышний, сказав: говори к детям
Израиля и возьмут к тебе рыжую
корову…»
(Бе-мидбар, 19:1)
Не очень понятный РаШИ: «навсегда она назовется твоим именем, корова, которую приготовил Моше в пустыне». Быть может, РаШИ намекает на вечность пепла рыжей коровы, приготовленной Моше? Ведь именно из ее пепла, который найдет Машиах, будет очищен коґен, который приготовит последнюю, десятую рыжую корову для нашего поколения. Но это намек, а где пшат?
Мидраш говорит: «Сказал Вс-вышний Моше: тебе Я открываю смысл [мицвы] рыжей коровы, а другим не открываю». Если вспомнить вопрос, заданный моим будущим Учителем, равом Моше Франком в тринадцатилетнем возрасте, своему ребе: «а какую мысленаправленность мне следует иметь при накладывании тфилин?». Ответ был обескураживающим: «Поскольку мы сегодня мало что понимаем в высоких духовных материях, то должны просить Вс-вышнего засчитать нам наше желание уподобиться тем, кто понимал и имел высокую кавану, за правильную мысленаправленность!».
Собственно, это совет раби Ицхака Лурье: человек, не умеющий как следует направлять мысли во время молитвы амида, должен просить в сердце своем, чтобы произносимые им слова молитвы, соответствовали смыслу и намекам, вложенным мудрецами Великого Собрания в слова молитвы шмонаэсре.
Теперь можно объяснить, сказанное РаШИ о связи всех рыжих коров с именем нашего Учителя. Не зная смысла этой мицвы, все восемь приготовленных рыжих коров, были сделаны с просьбой уподобления знанию Моше Рабэйну, что и сделало мицву пепла рыжей коровы, навсегда связанной с именем Моше.