Пинхас
«Горячесть» коґэнов
«Пинхас бен Эальазар бен Аґарон ґа-Коґэн»
(Ба-мидбар, 25:11)
«Поскольку шватим (ветви) оскорбляли его: «Вы видели этого сына Пути,
отец матери которого откармливал телят для чужой работы, а он убил
главу ветви в Израиле» - потому написанное соотносит его с Аґароном».
(РаШИ)
Несколько вопросов: каким образом происхождение Пинхаса от Аґарона «покрывает» его происхождение от ПутиЭля – Йитро – тестя Моше? А также, что добавляет «тавтологическое» - «сын Пути», и в чём смысл «главы ветви (шевет) в Израиле» - а если просто еврея, то убийство стало бы меньшим?!
Рав Шор, автор книги «Твуот шор», выводит своё объяснение из «Шульхан аруха»: все семьи имеют статус кошерных и можно с ними родниться (через женитьбу). Но, несмотря на это, если ты видишь две семьи, находящихся в состоянии распри, или видишь семью, постоянно конфликтующую, или человека особо сварливого и абсолютно бесстыдного – следует остерегаться и не сближаться с ними, ибо это признаки «некошерности» происхождения (Эвен а-эзер, 2).
Источник этого закона в гмаре (Трактат «Кидушин», 71:2) имеет следующий смысл. Всевышний, зная об испорченном происхождении и не желая сближения двух семей, создаёт «все условия» для конфликта, тем самым предотвращая возможность шидуха (сватовства) между ними.
(В скобках отметим, что в соответствии с вышесказанным, если считать героев Шекспира евреями, то шидух семейств Монтекки и Капулетти был бы абсолютно невозможным!)
Исключением из вышеопределённого правила является... коґэн! Его непримиримость и постоянную неготовность принимать Зло в любом обличье лично я воспринимаю как объяснение, которое мама дала мне малолетнему, когда я спросил, а что значит, что мой дедушка Яаков, он коґэн?
Мама объяснила следующей историей. На моём втором дне рождении, когда взрослые увлеклись беседой за праздничным столом, я не больно шлёпнулся с дивана и, естественно, заревел. Этот недосмотр моих родителей вызвал следующую реакцию моего дедушки: он взял со стола хрустальный бокал и ... об пол! Вот что значит коґен – завершила свой комментарий моя мама.
Наши вопросы обрели свои ответы. Как и любая ссора, убийство Пинхасом Зимри бен Салу означала порочность происхождения одного из них. И этим одним никак не мог быть Зимри – глава ветви Шим’она. А следовательно, «сын Пути» - это и есть «объяснение» поступка Пинхаса. И потому ответ: «Пинхас – … сына Аґарона»!