Хаей Сара
Избавление дней
«И было жизни Сары… лет жизни Сары»
(Бе-рейшит, 23:1)
«и вот дни лет жизни Авраґама, который жил»
(Бе-рейшит, 25:7)
В чем смысл удвоения слова «жизнь» у Сары и Авраґама? Этим вопросом задаются многие мудрецы. Приведем мнение Менахема Мендла из Косова, чей йорцайт (17 мархешвана) отмечается на этой неделе. По его мнению, удвоение указывает на «избавленность» дней их жизни! Не следует удивляться, ведь время само по себе иллюзия и, лишь наполняя дни хеседом (Торой и мицвот), мы «пристегиваем» их к реальности.
По сути зман – время, это возможность (дословный перевод с иврита слова «зман»), потенциал. Не будучи реализованным, день канет в Лету, его просто не будет в нашей жизни. Царь Давид уподобляет день Галуту, нуждающемуся в Геуле: «Передавайте изо дня в день его избавление» (Теґилим, 96:2). А Талмуд живописует «избавленный» день: «однажды присоединил Геулу к молитве начала дня и весь день не прекращался радостный смех, исходивший из его рта» (Трактат «Брахот», 9:2)
Радость исполненной мицвы переводит временное в вечное, переводит день из состояния Галута (потенциала) в состояние Геулы (вечности). Авраґам и Сара своей жизнью реализовали двойную формулу Геулы:
Галут+Геула=Вечность.
Без хеседа (всегда дающего радость) нет ничего!
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:
|