Ваехи
Спуск в Египет
«И поселился Исраэль в стране Мицраим,
в земле Гошен, и овладел ею, и плодились,
и размножались очень. И жил Яаков в стране
Мицраим семнадцать лет, и было дней лет
жизни Яакова семь лет и сорок, и сто лет».
(Бе-рейшит, 47:27-28)
Раби Менахем Мендл из Косова задается вопросом о смысле соседства слов о «демографическом взрыве» евреев с возрастом Яакова?! Его ответ проводит параллель (с обратным знаком!) между ста тридцатью годами отстраненности Адама от Хавы и «доегипетской» жизнью нашего праотца (147-17=130). Преодоление Яаковом четырех основных жизненных препятствий – Лаван, Эйсав, Шхем, Йосеф и его братья – исправляет ошибку (длиной в 130 лет) первого человека. Но только рождение всех еврейских душ в Египте позволяет вызволить все, упавшие туда (в результате промаха Адама), искры святости.
Но именно в связи с этим (длиной в 210 лет) извлечением «египетских» искр святости, открывается возможность увидеть спуск в Египет «по инициативе» Йосефа, как попытку… «поднять» Египет. Мы начнем с удивительного вопроса рава Мойше Тувии Беренштейна: как может быть Йосеф бен Яаков инициатором спуска в Египет, ведь нам известно незыблемое правило – плохое через плохих, а хорошее через хороших. Неужели Йосеф желал скорейшего начала египетского рабства, предопределенного Авраґамом??! «Поторопитесь и поднимитесь к моему отцу, и скажите ему – так сказал Йосеф, твой сын – поставил меня Вс-сильный хозяином всего Египта».
Ключом к пониманию торопливости Йосефа станет намек, содержащийся в слове «коль – голос», чья гиматрия – 130! Пятикнижие говорит о двух плачах Йосефа, и оба раза о «голосе», попавшем в «дом фараона» (Бе-рейшит, 45:2 и 46:12). Очевидно, из всей деятельности Йосефа в Египте – мидраш говорит об обрезании и «собирании земель» – что его целью было приблизить Геулу, поднять Мицраим до уровня Страны Израиль. Торопливость Йосефа в деле спуска ветвей в Мицраим была связана с… ожидаемым противодействием фараона, он же средоточие Египта. Устраненный от дел «кормильцем» Йосефом, фараон находит в себе силы отстоять автономию Египта от Создателя. Его приказ о спуске Исраэля в Египет (45:17) следует вслед за просьбой Йосефа и кажется лишним. Так же, как и указание фараона не лишать земельной собственности египетских жрецов.
Оба поступка фараона преследуют одну цель – не дать Йосефу превратить Египет в Израиль. Таким образом, именно фараон становится исполнителем, запланированного Вс-вышним, спуска в Египет. А голос (коль – 130!) Йосефа в доме фараона не производит, желаемого Йосефом, духовного переворота, и потребуется еще 210 лет и девять казней египетских для высвобождения божественных искр, упавших по вине адама в самый низ земли, в Мицраим.