Ваешев
Спасение Йосефа
«И услыхал Реувен, и спас его из рук их и сказал:
"не убъём его”. И сказал им Реувен:
"Не проливайте крови, бросьте его в эту яму,
которая в пустыне, а рукой не посягайте на него,
чтобы спасти его из рук их, вернув его к отцу его”».
(Берешит, 37:22)
Роль Реувена в деле спасения Йосефа неоднозначна. Его желание спасти несомненно и подтверждается словами Торы, но одного желания очевидно мало для обоснования безусловного: «И услыхал Реувен и спас его». Ключевые слова: «спас его из рук их».
На первый взгляд не очень понятно, каким образом смерть в глубокой яме полной змей и скорпионов «предпочтительней» гибели от рук братьев?! Мидраш даёт следующее обоснование спасительной функции Реувена: «Хотел Реувен спасти его из рук братьев своих и передать его судьбу в систему естественных сил».
Всё, что нам понадобится для расшифровки сказанного в мидраше - это понимание того, что система естественных сил (включая змей и скорпионов) сие ни что иное, как Всесильный. А следовательно, мидраш подчёркивает удивительную свободу выбора, данную Всевышним человеку.
Пока Йосеф в руках братьев, от него мало что зависит. Но как только он свободен от их выбора, его молитва (по-другому – вера во Всевышнего) превращает его в проводника Б-жественной воли и замысла.
Потому роль Реувена-спасителя не уменьшается от его неспособности вернуть Йосефа отцу. Его задача – спасти Йосефа «из рук братьев», избавить его от последствий выбора, в который даже Всевышний «вмешаться не может».