Шмот
Нарушитель Равновесия
"И приказал фараон всему своему
народу, говоря: «Всякого новорожденного
мальчика в реку кидайте"
Шмот 1:22
«Фараоновский» приказ касался не только еврейских младенцев. РАШИ комментирует: ««Всему своему народу», также и на них распространялся указ, в день, когда сказали волхвы: сегодня родится избавитель Израиля…, приказал в этот день и египтянам – «всякого новорожденного мальчика в реку бросайте»».
Подобная неразборчивость в средствах позволяет увидеть сказанное мудрейшим из людей в действии: «Также это против этого сделал Всесильный» (Коhелет, 4:14).
Задача этого мира – борьба Добра со Злом и конечное (окончательное) торжество Добра! Но честной (со свободой выбора) эта борьба будет только в случае соблюдения равенства сил. А отсюда прямо вытекает, что появление в нашем мире чистого и выделенного немедленно вызывает в мир нечистое и злое.
Рождение Моше, объясняет рав Хаим Зоненфельд, спустило в этот мир великую нечистоту в соответствии с этим принципом. Но, поскольку по приказу фараона всех еврейских мальчиков следовало утопить, та же судьба ожидала и египетских младенцев. Но для Моше Всевышний сделал чудо, которое, естественно, не было сделано для антипода Моше – египетского исчадия нечистоты, которого поглотила вода.
Именно этот закон поддержания равновесия был задействован и с другим антиподом Моше – Бильамом. «Отмсти месть сыновей Израиля мидьятянам и затем присоединись к народу своему» (Ба-мидбар 31:2). Связь между смертью Моше и местью мидьятянам теперь очевидна – Бильам гибнет от меча и вызывает смерть Моше.
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС: Кого следует считать нарушителем равновесия нашего мира?