Ваера
Умирать
– в крайнем случае
В
комментарии
автора «Сфат Эмет» двойная функция ангела Рефаэля – исцеление Авраґама и спасение Лота – сводится к
одной через риторический вопрос:
«Где Сара, жена твоя?», который проявляет в этом мире закон: «моавитянин, но не
моавитянка». Но, как свидетельствует Пятикнижие, само раскрытие Вс-вышнего
принесло Авраґаму
полное физическое исцеление: «и увидел – вот три человека стоят перед ним...
И побежал к ним» (Бе-рейшит, 18:2). «Побежал», уже
избавленный Создателем от недомогания и слабости! Вот только в чем тогда
функция ангела «скорой помощи» Рефаэля?!
Кстати,
отметим, что решение Авраґама
«оставить» Вс-вышнего ради гостеприимства, удивительно просто мотивирует ученик
БеШТа раби Яаков из Шепетовки. Как известно, «солнцепек» был устроен Вс-вышним,
дабы избавить ослабленного обрезанием Авраґама от необходимости принимать
гостей. Но разве, спрашивает раби из Шепетовки, приема высочайшего Гостя, само
по себе недостаточно, чтобы освободить Авраґама от исполнения мицвы о
гостеприимстве?? Коль скоро Творец позаботился о дополнительной причине –
солнцепеке, то ответ отрицательный. А значит, «важнее гостеприимство, чем
принятие Шхины»! Но вернемся к миссии Рефаэля, ангела-спасителя.
Объясняет
Савраньский ребе, что функция Рефаэля была спасти Авраґама от… разрыва сердца.
Ведь ему, учителю, духовному отцу поколения (Ав-рам – отец народов Арам Наґараим – Междуречья), предстояло
стать свидетелем уничтожения жителей Содома и Гоморры. Вспомните о разрыве
сердца нашей мамы Сары, не выдержавшей величайшего «духовного напряжения»
«связывания Ицхака». И «укрепление сердца» Авраґама потребовало «суженного»
вмешательства Творца, т.е. посылки ангела!
И
теперь очевидна тождественность функций: спасения Авраґама и спасения Лота!
А
практический урок для нас с вами – не следует излишне переживать там, где мы не
в состоянии ничего изменить.
В
качестве примера – выбор нашими взрослыми детьми (все поколение было духовными
детьми Авраґама)
неправильного (не дай Б-г!) пути. Получение инфаркта в подобной ситуации будет
не только неоправданным, но и неуважительным по отношению к Создателю,
поступком. Ведь Творец дал человеку выбор и, как следствие, ответственность за
свои (но не за чужие!) поступки.
Груз
ответственности может стать излишним, и потому требуется «отягчить сердце», не
отнимая при этом свободу выбора. Отсюда «суженность – цимцум» действия
Создателя – появление «спасательной» миссии ангела Рефаэля. А слова Богомила
Райнова, выведенные в заголовок, – настоящий девиз всех ответственных людей!
|