Ва-йелех
Завершение Синайского Откровения
«И сказал им: Ста и двадцати лет
я сегодня, не смогу еще выходить
и приходить»
(Дварим, 31:12)
«Закрылись пред ним традиции
и источники мудрости»
(РаШИ)
Понимание сказанного РаШИ как утраты нашим Учителем духовного уровня на «пике» его жизни? – «очевидно-невероятно». Что имеет в виду РаШИ, цитирующий мидраш мудрецов, объясняет раби Исраэль из Козниц в своем комментарии «Аводат Исраэль». Отправной точкой его комментария является «излишнесть» – «выходить и приходить» – ведь если нет возможности выйти, то и войти?! Сорок лет Моше длит Синайское Откровение, спускает Устную Тору, и в свой последний день обнаруживает, что утратил возможность спускаться на уровень восприятия Израиля.
Вспомним, что свет, исходивший от нашего Учителя, делал невозможным визуальный контакт с Ним (Шмот, «Ки Тиса»). И лишь когда Моше передавал Тору евреям, снимал он покрывало со своего лица.[1].
Но ведь момент раскрытия Торы в нашем мире, он самый высокий?! И лицо Моше, ослепительно сиявшее «до того», в такой момент – тем более??! С точностью до наоборот, объясняет Савраньский ребе. «Выход» Моше из только ему доступного уровня раскрытия Торы, позволял пророку всех пророков передавать Тору поколению Знания. После чего Моше возвращался, «приходил» к себе. Оттого-то и не требовалось покрывало во время преподавания.
Получается, что в свой последний день Моше обнаруживает невозможность «продолжения карьеры Учителя», невозможность спуска и возвращения на лишь ему свойственный уровень. «Традиции» – способы передачи, и «источники мудрости» – возможность спуска Торы в наш мир!
[1] Мидраш «Шахар Тов»