Экев
Время-оно же пространство
В этой недельной главе звучат слова, без которых наше отношение к празднику День Трубления (известному нашему читателю под данным мудрецами именем Рош hа-Шана /Голова года) было бы неполным:
«...глаза Б-га Всесильного твоего в ней [в стране Израиля] от начала года и до конца года» (Дварим, 11:12).
Именно из этих слов мудрецы наши выводят концепцию Рош hа-Шана как Дня Суда, дня подведения итогов («от начала года и до конца года»). Но мы хотим обратить ваше внимание на предлог в: «глаза Б-га... в ней».
Объясняют мудрецы: не на ней, а именно в ней. То есть Всевышний через Страну Израиля (в которой находятся «Его глаза») смотрит на весь остальной мир. Это, естественно, вытекает из мидраша, согласно которому материальное формирование Вселенной началось со скалы, являющейся фундаментом Храмовой горы в Йерушалаиме. Изначальность функции Страны Израиля — «место встречи изменить нельзя», — её заданность, её эталонность — всё это и делает её центральным нервным узлом мироздания. И «взгляд Творца» сквозь неё на мир означает первопричинность Страны Израиля, связанность всего происходящего в любом другом месте с ней.
Еврейская концепция заданности всего сущего и времени, в частности: «Вы говорите: время проходит!? Время стоит! Проходите вы!» — находит интересное подтверждение в языке иврит. Выстроенность (заданность) как пространства, так и времени подразумевает их естественно общую функцию как декорации для постановки «Жизнь человека”. И утверждение современной физики об общей природе времени и пространства — для иудаизма вещь совершенно естественная (я бы даже выразился: «ветхозаветная»). Если вы хотите на иврите сказать всё пространство вы говорите олам, а всё время (всегда) — ле-олам.