Корах
Плохое хорошее
Один из вопросов, которые возникают как безусловная ассоциация на имя нашей главы, связан со старым анекдотом: «Ты на кого «топ ногой»? на папу, сволочь?! На маму, дрянь?!». Нет, действительно. Заподозрить нашего Учителя, а идише маме?! И не только Корах, но и двести пятьдесят глав Санґедрионов – лучшие люди высочайшего поколения??!!
РаШИ, объясняя уникальность личности нашего Учителя: «анав меод – скромный очень, чем все люди» (Бе-мидбар, 12:3), использует одно слово – терпеливый. Савраньский ребе объясняет (со слов Хатам Софера), что все люди готовы в той или иной степени терпеть недостойное поведение других людей в отношении себя. Порою не отвечать даже на оскорбления. Но это терпение до определенной границы – границы семьи. Вынести плохие слова близкого человека не способен никто в мире. Предательство самых близких – нетерпимо.
Но не так «человек Моше». «И говорила Мирьям и Аґарон о Моше» - а Моше промолчал!
Недобрые слова разведчиков – «классика» лашон ґара. Но лозунг Кораха «во-сообщники»: «вся община – все выделены», принципиально не ассоциируется со злоязычием. А зря.
Выделенность коґенов – предъявленное Моше обвинение в «семейственности», было покушением на фундаментальнейшее правило иудаизма – нет правил без исключения[1]. Этот принцип – основа галута, без него выживание в неабсолютном мире невозможно. И получается, что удивительно верный лозунг Кораха – злоязычие. Ведь, когда мы превозносим Абсолют Геулы, мы тяжело (незаслуженно) раним Галут. Извечная проблема – Геула не нуждается (не понимает свою нужду) в Галуте.
И категорично требуя будущее «сей-момент»: «Все святы!», мы проявляем не только нетерпение к настоящему, но и неуважение к прошлому. Лашон ґара – это частичная истина, противостоящая Истине абсолютной. Часть, выдаваемая за целое. Быть может, именно это имеют в виду мудрецы, утверждая (Трактат «Эйрувин», 18:2), что не следует говорить все хорошее о человеке ему в лицо. Слова Кораха, с одной стороны, безусловно хороши, а с другой – очевидное злоязычие, нивелирующее прошлое и настоящее, т.е. путь к будущему.
Эта идея позволяет соединить главы «Бе-ґаалотха», «Шлах», «Корах» - лашон ґара, а «Хукат» говорит об очищении (исправлении) по принципу «эмуна лемала ми-даат – вера выше знания» - исправление «совета осознания – эц ґадаат[2]» через принятие (терпение) галута как Пути к Геуле.
|