Зачем?
Всякий раз, оказываясь «в главе» Берейшит, мы оказываемся наедине с этим ужасным - высоким вопросом. Ужасным – в силу той бесконечной пропасти, что разверзается между нами, людьми, и Им, Всевышним. Высоким – оттого, что всё остальное низко.
Попробуем использовать это особое время, чей партнёр – первая глава Пятикнижия, дабы ещё раз попробовать… подняться. (В надежде, что эти попытки и есть смысл нашей жизни). В начале книги Шмуэля (2:2) сказано: «Нет скалы, подобной Тебе», или по-христиански: «Нет твердыни, подобной Господу». Мудрецы объясняют, что слово «цур» - скала- намекает на «цаяр» - художник, и, следовательно, смысл этой фразы – «нет художника, подобного Тебе».
Первый смысловой пласт – ответ на заглавный вопрос. Весь мир дан нам Всевышним в качестве реализации желания художника поделиться своим Замыслом. Вот только какая связь между скалой (твердыней по-христиански) и силой художественного выражения?
Объединяющим понятием будет слово «цура» - форма, т.е. соединение материала в неизменность выражения замысла. Форма – и есть реализация идеи. А её «скалистость» – это вечность (неисчерпаемость) вопроса, вынесенного в заглавие. Теперь можем в качестве интеллектуального поощрения соотнестись с мидрашем о Храмовой скале. С неё, говорят мудрецы, началось материальное Творение. Храм же своим устройством (формой) отражал устройство всего Мироздания. Гениальность художника – это адекватность формы замыслу, её неизменность, вечность, если хотите – скалистость. (Подробнее об устройстве Храма, о его соответствии внутренне\внешнему миру– в готовящейся к печати книге «Путешествие по недельным главам книги «Шмот»).