Ки таво
Громкость мыслей
«Арамеец губит отца моего»
(Дварим, 26:5)
РаШИ комментирует в высшей степени странно: «язык [требующий] повышения голоса». Отчего именно эти слова о губителе-Лаване арамейце следует, по мнению РаШИ, произносить громко?!
Одна из причин произнесения молитвы шепотом (Трактат «Брахот», 31) – возможные насмешки, типа: «А что вы кричите? Что, ваш бог плохо слышит?!». Слова, которые мы произносим молясь, это событие материального мира (потому произносим), нужны, прежде всего, самому молящемуся (потому должны быть слышны ему самому и только). Ведь Творцу известны наши мысли!
Но в словах о Лаване арамейце присутствует очевидная хвала Создателю за спасение от губителя-арамейца. А это прямое указание на известность Творцу помыслов Лавана. И потому, именно в этих словах, где подчеркивается всезнание Вс-вышнего, есть потребность «повышенного тона» - комментарий РаШИ.