Микец
Йосеф-2 или Йосеф возвращается
Мидраш Танхума говорит, что все, что происходило с Йосефом, будет происходить с землёй Израиля (Вайешев - 10). По сути дела история земли Израиля, Хануки и Йосефа - это пояснение одной и той же простой идеи: все, что мы воспринимаем как реальность - это только маленькая часть действительности. Зачастую мы не видим настоящих причин, и то, что мы считаем абсолютной темнотой, светит самым ярким светом.
Нечто похожее происходит с братьями: через 22 года после продажи Йосефа в рабство начинается голод, и братья вынуждены спустится в Египет – в то время самое духовно низкое место на земле - для того, чтобы купить еду. Встретив Йосефа в Египте, они, конечно же, не узнают его, в частности и из-за того, что очень тяжело увидеть то, чего совершенно не ожидаешь.
Йосеф же узнаёт братьев, но при этом разговор между Йосефом и братьями звучит, по меньшей мере, странно: "И вспомнил Йосеф сны, которые снились ему о них, и сказал он им: Вы разведчики. Пришли сюда, чтобы разведать слабые места земли” (Брейшит 42:9). Аризаль указывает на связь между обращением Йосефа к его десяти братьям и тем, что произойдёт через несколько сотен лет в пустыне – промах десяти разведчиков.
Перед входом в Израиль происходит отбор 12 разведчиков – для осмотра земли. И десять разведчиков из группы возвращаются с крайне негативным выводом. Именно эту ситуацию хочет предотвратить Йосеф, обвиняя своих братьев в том, что они разведчики. Ведь это те же самые души, которые в будущем откажутся от вхождения в Израиль и предпочтут остаться в пустыне (Шаар Гилгулим - 36).
Существует фундаментальная разница в подходе братьев и в подходе Йосефа. Позиция Йосефа активна, он находится в центре событий – он совершенно явно участвует в жизни этого мира. Позиция братьев пассивна, ведь когда разведчики отказываются от входа в Израиль – они отказываются от контакта с материальным. Существование в пустыне было в полном смысле слова "волшебным существованием” - питались маном, от жары и ветра охраняли облака Всевышнего, Тора – от самого Моше, в общем "идеальные условия” для учёбы.
Р. Пинхас Винстон указывает на одну очень интересную параллель между Йосефом и братьями. Подход братьев похож на зажигание Шаббатних свечей, а подход Йосефа похож на зажигание свечей Хануки. После зажигания Шаббатних свечей мы прекращаем работу – это начало проникновения (спуска) верхнего в нижнее – духовного в материальное – и наша роль пассивна. Но сам акт зажигания Ханукальных огней служит началом нового этапа по одухотворению материального, и без нашего участия тут никак не обойтись.
Это то, чему мы должны учиться у Йосефа – совершенству взаимодействия верхнего с нижним, правого с левым, активности и пассивности. Это тот самый урок, который нам всем ещё только предстоит - осознать, когда нужно ждать и когда нужно действовать. Именно тогда у нас появится возможность исправить ошибку разведчиков, и шанс вернутся в Израиль.