Ваишлах 5773
Контрольный поцелуй в шею.
Уяснив (с помощью рава Ґирша), идентичность голов Эйсава и Яакова, мы получили возможность ответить на весьма оригинальный вопрос[1]: отчего братский поцелуй/укус (Раши к Бе-рейшит 33:4) был сделан не в лоб или щеку, а в шею, и заодно объяснить мидраш о сломанных о ставшую каменной шею зубах Эйсава.
Начнем с распознавания образов. Шея – соединение головы и тела, высокого и материального. Не случайно одно из наименований Йерушалаимского Храма – шея. Идентичность головы и противоположность тела Яакова и Эйсава определяет суть конфликта – «умная голова, а дураку досталась». Всё последующее легко укладывается в формулу «брат мой, враг мой»
Как известно автору этих строк не понаслышке (наличие старшего брата), два брата всегда[2] два соперника. Их жизненные пути всегда сравниваются и являются основой для осознанного или неосознанного соперничества. Именно из него рождается знаменитый комплекс любви-ненависти.
Более просто и понятно (для не имеющих братьев) этот конфликт может быть проиллюстрирован с помощью отношений между душой и телом. С одной стороны мало что в жизни мы любим так, как своё тело. С другой – бывают моменты «бессильной ненависти» (если бы я только мог, был бы большим и сильным, «о, если б только мне набраться сил, вы дали б мне за всё ответ»).
Именно под этим углом рассмотренное отношение Эйсава к Яакову позволяет разобраться с его поцелуем/укусом. Эйсав, продавший первородство души, продавший свою голову телу, это Эйсав видящий в Яакове изворотливо-хитрого лицемера. Сами посудите, победить тело невозможно. Также невозможно как перехитрить Лавана. И удачливость брата объясняется единственно возможным для победившего тела способом – изворотливостью жизненного пути Яакова.
Собственно, поцелуй/укус был попыткой показать слабость власти головы Яакова над его телом. Зубы – символ вреда[3], нанесенного ради получения удовольствия.
И укус через поцелуй это и вопрос Эйсава: «Кто эти тебе?» (33:5), это попытка самоутверждения через демонстрацию духовной неуспешности Яакова. (Женился на сестрах – некашерно!)
Материальный успех Яакова, свидетельство его изворотливости, а не результат духовных усилий увенчанный Вс-сильным. Именно это стремится показать Эйсав. И как апофеоз соперничества: «есть у меня множество» против «есть у меня всё».
Образ «каменной шеи» Яакова и обломленных о нее зубов Эйсава – это неразрывность связи и владычества главы Яакова над всем земным (символизируемым телом). И никакие удовольствия этого мира (символизируемые зубами Эйсава) не способны (камень – символ вечности) эту связь оборвать!
[1] Вопрос детонирован госпожой Рут Соминской.
[2] Понятно, что бывают исключения.
[3] Смотри первую мишну в «Четыре причины ущерба» (Бава Кама).