Ки Теце
Война, плен, возвращение
«Так как выйдешь ты на войну,
на врагов твоих и даст его Вс-вышний,
Вс-сильный твой в руку твою и
шавита шивьё – пленишь в плен его»
(Дварим, 21:10)
Дополнительное значение этих слов Торы дает раби Шломо из Радомысла, основываясь на корнях лашон ґакодеш. В своем комментарии «Тиферет Шломо» он ссылается на Аризаля, утверждавшего, что категория Шабат включает в себя все духовные соединения самого высокого уровня. И даже во время галута, при отсутствии Храма, в Шабат Израиль получает все те возможности, которые реализовывались через Храм. Как сказано: «субботы Мои оберегайте и Храм Мой увидите» (Вайикра, 19:30) – Аризаль переводит «тирау – трепещите» буквально – увидите.
Еще одна ссылка, обосновывающая включенность уровня Храма в категорию Шабат – обозначение Шабата как высшей ценности из сокровищницы Вс-вышнего (Трактат «Шабат», 10:2). Той самой сокровищницы, куда был сдан на хранение Йерушалаимский Храм после его разрушения. Все последующее объяснение раби из Радомысла связано с корнем шав – возвращение, от которого происходит и слово шабат.
Возвращение к источнику – единственный способ оживления мицвот, которые еврей исполняет. Шабат создает единственную возможность возвращения, соединения. И Тора, в данном случае, говорит о войне, на которую мы обречены вследствие отдаления от Создателя. Наш выбор Добра, сам по себе, хотя и подвиг, но недостаточный. Требуется соотнести победу с Источником, вернуть полученное – «даст его Вс-вышний» в «руку твою» (шавита – шабат) и получить в подарок «шивье – Его возвращение»!
Сомнения в неисчерпаемости Торы, если они иногда возникают – интеллектуально необоснованны! Уничтожайте их Учебой!
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: