Толдот
Ограничение хеседа
«И любил Ицхак Эйсава,
так как добыча в устах его»
(Бе-рейшит, 25:28)
Одно из тех мест в Торе, где никакое новое объяснение не будет лишним, Раби Хайм из Черновцов объясняет эту любовь с помощью мидраша, в соответствие с которым Эйсав добывал Ицхаку души. Т.е. вводил в свой круг общения новых людей. Разъяснение сказанного ребе из Черновцов, мы начнем с вопросов из предыдущей главы.
РаШИ, объясняя итоговое число лет жизни Авраґама (175 лет, Бе-рейшит, 25:7) говорит, что Вс-вышний укоротил жизнь нашего праотца на пять лет, дабы не огорчать его проступками Эйсава. Но если для дедушки, то как же для отца?! Ответы мы начнем с комментария Савраньского ребе на выбор Элиэзером Ривки, дочери Бетуэля. Обычно предполагается, что его выбор был определен безграничным хеседом трехлетней Ривки: «и быстро опорожнила свой кувшин в корыто и побежала опять к колодцу за водой, и начерпала для всех верблюдов его. А человек тот молчит, пытаясь понять, увенчал ли Вс-вышний успехом его путь». А «чего понимать», хесед-то запредельный?! Но: «и когда верблюды перестали пить, взял он носовое кольцо золотое в полшекеля весом и два браслета на руки ее, весом в десять золотых». Говорит ребе из Саврани, что это не подарки, венчающие сватовство, а… продолжение испытания! И речь не идет о солидном, для трехлетней Ривки, весе браслетов, а о категории Суда.
РаШИ проводит прямую параллель между «десятью золотыми» и десятью речениями. Намек половинки шекеля в комментариях не нуждается. Нужно только вспомнить, что праздник Шавуот ассоциируется с Ицхаком (Песах – Авраґам, Сукот – Яаков) и что Тору мы получили из уст Гвуры (а не из уст Хеседа!). Короче, вспомним, что маме Саре оказалось не под силу десятое испытание Авраґама, и согласимся с ребе из Саврани, что Ривка должна была продемонстрировать не только хесед, но и способность вынести Синайское откровение, Дарование Торы внутрь нашего мира – гвуру.
При этом Савраньский ребе особо отмечает разницу между браслетами и кольцом для носа. Про браслеты сразу же сказано «[надел] на руки ее». А о кольце только пересказывая историю, говорит Элиэзер: «и надел я кольцо на нос ее» (24:47). По его мнению, это добавление – «и надел» - следствия вмешательства… Лавана. Его дурной глаз: «и увидел и кольцо, и браслеты на руках сестры своей», намек на золотого тельца и потому третье упоминание о полушекелевом кольце уже требует действия «надел на нос[1] ее». Исправление (точнее, его зародыш) тельца через «бека ла гульголет», половинку шекеля так же обеспечивается мужеством Ривки, ее способностью нести на себе еврейский народ.
Вот теперь, взяв на вооружение качество «гвура», попробуем разобраться с комментарием рава Хайма. Как известно, меч Эйсава разил отнюдь не праведников (вспомните хотя бы Нимрода, чье имя значит «мы восстанем», против Вс-вышнего, естественно!). Вовсе не оправдывая Эйсава (а равно Тита с Адрианом Элия), согласимся, это категория Суда в действии. Очевидно, что подобная позиция Эйсава – «грабь награбленное» привлекала к нему людей, не до конца испорченных. И потому Ицхак, неравнодушный к категории «гвура», оказался «жертвой» охотничьих успехов Эйсава. То, чего не вынес бы Авраґам, оказалось под силу Ицхаку и Ривке. Вот только Ривка, соединявшая в себе хесед и гвуру, знала истинную цену охотничьих трофеев своего излишне мужественного сына.
Резюме. Заплатив цену за излишний хесед – Ишмаэль, и за излишнюю гвуру – Эйсав, мы поднялись до уровня тиферет – правильные пропорции – Яаков!
Комментарий на комментарий
Комментарии оставляют место для читателей. "Пробелы" в них – это ваши возможные вопросы к себе, к раву Гитику, к окружающим.
[1] Единственное, не пострадавшее из чувств, – обоняние: «и вдохнул душу жизни в нос его».
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: