Корах
Быть евреем дома и человеком на улице?!
«Вся община все выделены…
и отчего вы возноситесь
над кагалом Всевышнего?»
Бе-мидбар, 16:3
Наверное, Вам, читатель, уже приходилось встречаться с лозунгом-заголовком, в той или иной форме злодействующим и по сей день. Его авторство приписывают господину Моисею Мендельсону, стоявшему в середине II-й половины XVIII-го века у истоков еврейского реформизма в Германии (и во всём мире). Эта нехитрая формула (вплоть до её современных вариантов типа «Бога надо иметь в сердце»1 и ей подобных) позволяла и позволяет тысячам и тысячам евреев чувствовать себя евреями, вовсе не нуждаясь при этом даже в самом небольшом «фиговом листике» мицвот!
Но что, наверное, окажется для Вас новостью, так это связь этого лозунга… с претензиями Кораха. Мидраш доносит до нас, что Корах пришёл к Моше с провокационным вопросом: «Дом, полный книг [Торы], нуждается в мезузе?», – и на ответ Моше: «Нуждается», – разразился издёвкой в виде риторического вопроса: «Что, два абзаца Пятикнижия [написанных на мезузе] значат больше чем "дом, полный книг"?!»
Рав Менахем-Мендл Шнеерсон объясняет смысл этого мидраша о претензиях Кораха следующим образом: «Своим утверждением о ненадобности мезузы для дома, полного книг, Корах выразил суть своей позиции, отличной от позиции Моше. Корах утверждал, что сыны Израиля подобны «дому, полному книг [Торы]», и нет нужды добавлять к их выделенности ещё особую выделенность мезузы, особую выделенность Аґарона и его сыновей – коґэнов. Это утверждение, направленное против Торы Моше, было, конечно же, против Всевышнего. Творец пожелал, чтобы «дом, полный книг» имел мезузу – даже в выделенной общине сыновей Израиля пожелал Создатель иметь особо выделенных коґэнов.
Отчего, действительно, в «доме, полном книг» требуется мезуза? Особенность мезузы в том, что она находится на пороге дома с внешней стороны, со стороны улицы. Мезуза излучает свою сущность как вовнутрь, в дом, так и наружу. Когда дом полон книг, возможен вариант, что сущность его так и останется внутри и никак не проявится снаружи, отделённая от жизни, текущей день за днём вне дома.
И подобна особенности мезузы особая выделенность коґэнов. Действительно – «вся община, все выделены». Но для того, чтобы эта выделенность стала видна и повлияла бы на наружное, внешнее, требуется нахождение в народе Израиля людей, вся сущность которых – кдуша и работа в Храме, коґэнов, которые излучают свою особенную кдушу на весь Израиль, помогая нам этим исполнять повеления Всесильного: "Будьте кдошим"!»
Как очевидно следует из объяснения раби Шнеерсона, Корах был несомненным отцом доктрины: внутреннее не нуждается во внешнем. Уместно напомнить, чем оборачиваются подобные доктрины в реальности. Внуки господина Мендельсона крестились, а Германия стала родиной реформизма, а затем местом рождения нацизма и катастрофы европейского еврейства.
Сегодня лозунг Кораха о превалировании «внутреннего перед внешним в его современном виде – «сердечного (карманного) бога», – успешно ассимилирует сотни тысяч евреев во всём мире.
1Я ужасно люблю шокировать ответом: «Лучше в кармане, удобнее доставать. С сердечным богом ужасно неудобно. Гораздо комфортнее с карманным. Требуется – достал, не востребован – вернул в карман!»