Мишпатим
Мера ответственности
«Крадущий человека и продающий его смертью будет умерщвлён»
Шмот, 21:16
Весьма затруднительно соотнести этот закон, кажущийся на первый взгляд анахронизмом, с актуалией. Слава Б-гу, давно канули в лету рабовладельческие рынки и живой товар сегодня хотя всё ещё существует, но на задворках общества, где нам, опять же слава Б-гу, делать нечего. А потому комментарий рава Саадии Гаона (Вавилон, 10 век), переданный нам раби Авраамом ибн Эзрой (Испания и др. страны Средиземноморья, 12 век), как нельзя более кстати.
Их объяснение связано с соседним законом: «Проклинающий своего отца и свою мать смертью будет умерщвлён» (Шмот 21:17). Представить себе ситуацию, в которой сын или дочь проклинают родителей, возможно, хоть и затруднительно. Но если соединить оба закона в один сюжет, то окажется, что он имеет к нам непосредственное отношение. Оторванный от родительского дома ребёнок, выросший на чужбине и не знающий своих родителей, вполне вероятно может оказаться врагом для своей семьи и своего народа. И потому ответственность «продавшего его на сторону» столь велика – мера за меру!
Нам же следует помнить, что лишённый еврейского воспитания ребёнок (по-другому – украденный у еврейского народа) может оказаться (не дай Б-г!) судьёй и палачом собственных родителей (учителей!).
Следующее после двух обсуждаемых законов предписание: «И врач (целитель) его исцелит», – позволяет пролить свет оптимизма на весьма трагические декорации определённого Пятикнижием сюжета.
Однажды известного праведника поколения попросили помолиться за больного, от которого врачи «отказались», отчаявшись спасти его жизнь. Реакция мудреца была неожиданной: «А кто им дал право отчаиваться?!»
Мораль: Всякий раз, встречая еврея, ополчившегося на «своих», нужно вспоминать слова раби из Коцка: «Отчаяние от незнания». Всякое отчаяние происходит от незнания.