Ки тиса
Пути Его
«Сообщи мне, прошу, пути Твои,
и я узнаю Тебя… и помилую, кого
помилую, и пожалею, кого пожалею»
(Шмот, 33:13, 19)
Просьба нашего Учителя несомненно связана с желанием избежать ошибок, подобных золотому тельцу. Ведь понимание, хоть частичное, механизма милосердия Творца несомненно помогает в достижении этой благородной цели – исправления (а еще лучше избегания) промахов. Тем большее (из-за величины ожидания) разочарование вызывает ответ (33:19): «и помилую, кого помилую, и пожалею, кого пожалею». Простите, это как?! Высоко, и нам, значит, недоступно??! Но тогда это не ответ!
Предполагать «за Вс-вышним» замашки диктатора-самодура и вовсе неприлично?! А как же тогда прикажете понимать??
Савраньский ребе предлагает совсем простое (аж до гениальности!) объяснение. Лишь еврей (правильнее было бы Еврей), достигший уровня, где все с ним происходящее добро он воспринимает как абсолютно незаслуженную милость Создателя, лишь он удостаивается безмерной (другой у Творца не бывает!) милости Вс-вышнего. Поясним следующим примером. Если у вас скромные жилищные условия и вы вдруг обретаете виллу, то естественно полученное роскошное жилье воспримите как незаслуженную милость. А вот предыдущую «трешку» или «двушку» вы наверняка воспринимали вполне нормально, не правда ли? А теперь представьте себе Моше Рабэйну и ему подобных евреев, для которых все, ими получаемое (включая воздух для дыхания), абсолютно незаслуженный подарок Творца.
Безмерное Добро Создателя не может поместиться в ограниченное восприятие человека. И правильное прочтение ответа Вс-вышнего:
Я жалею все свои создания, но почувствовать это могут лишь те, кто выходит за рамки своего эгоцентризма – «я жалею – кого жалею», т.е. воспринимающего получаемое как Мою жалость, как Мою милость!! Как тут не вспомнить ответ моего Учителя на нетривиальный вопрос: как мог Моше Рабэйну чувствовать себя ниже всех людей, коль скоро он был величайшим пророком?!
Конечно же, с точки зрения нашего Учителя, именно безмерность милости Вс-вышнего лично к нему объяснялась единственным способом – абсолютной собственной беспомощностью (малостью!).