Молитва обычно воспринимается нами как особый способ связи души с ее Творцом. С другой стороны некоторые виды молитвы - Кадиш, Кдуша – молитвы, подчеркивающие раскрытие имени Творца в этом мире, могут произносится только в присутствии миньяна (миньян - кворум для молитвы из десяти взрослых мужчин.) Не совсем понятно значение общественной молитвы, каким образом присутствие десяти человек дает дополнительные возможности для молитвы.
Более чем странными представляются и те места Торы из которых выводятся законы о миньяне. Сам факт того, что наиболее полным раскрытие Всевышнего происходит только посреди общины, учится из восстания Кораха: 16:21 "Выделитесь из среды этой общины". А то, что минимальное количество людей в общине - миньяне - это десять человек, учится из бунта разведчиков: 14:26 "Доколе этой злой общине поднимать ропот на Меня". На первый взгляд это очень странные источники для выводов о размере миньяна и необходимости миньяна для молитв, подчеркивающих раскрытие имени Всевышнего.
Рав Кук говорит о том, что причина, по которой мы учим о миньяне из действий преступников, заключается в секрете связи между наказанием преступников и наградой праведников. Почему наказание преступников выглядит таким жестким? Негативное влияние преступных действий заходит гораздо дальше, чем негативные последствия для индивидуума, они затрагивают все общество.
По этой же аналогии становится понятной одна из причин награды праведников: также, как и основным результатом действий злодеев является негативный эффект на общество, так и действия праведника, исправляющие общество своими действиями, удостаиваются награды. Этот принцип награды и наказания позволяет понять, почему миньян состоит именно из десяти человек.
Десять – это первое число, которое одновременно является и единицей, и множеством. То есть, десятка – это одновременно единица в более высоком разряде, и десять единиц. Как вообще происходит изменение человеком внешнего мира? Человек меняет самого себя, и так как человек есть часть мира, то и мир в результате этого изменения тоже изменяется. Именно в миньяне - собрании из десяти человек, появляется возможность совершенно явно повлиять на окружающий мир с помощью своих действий. Ведь даже если одного из десяти людей не хватит - то миньяна уже нет. Всегда важно помнить о том, что выбирая за себя, мы выбираем и за всех остальных.
р. И. Гладштейн