Р. Горовиц (автор книги Шней Лухот аБрит) обращает наше внимание на то, что празднование Хануки всегда выпадает на недельные главы Вайешев, Микец и Ваигаш. Воспользовавшись выражением царя Соломона из книги Коэлет о том, что "Всему есть своё время и место” и тем, что у этих недельных глав есть совершенно явный общий знаменатель - взаимоотношения Йосефа и его братьев, попытаемся понять, в чем смысл связи Йосефа и Хануки?
Ни Йосеф, ни Ханука не соответствуют нашим привычным представлениям. Йосеф не относится к поколению праотцев (Авраам, Ицхак, Яаков), но с другой стороны, он выпадает из ряда сыновей Яакова – его дети Эфраим и Менаше входят в число 12 "колен” Израиля на тех же правах, что и братья Йосефа. То есть Йосеф - это промежуточное звено между поколением отцов и поколением детей.
Та же двойственность существует с Ханукой: что мы празднуем в Хануку? Военную победу или чудо масла? Во времена Хануки ещё стоит Иерусалимский храм, но греки уже устанавливают там своих идолов. Именно в этот период времени впервые появляется парадоксальная ситуация в которой Галут (изгнание) начинается, пока евреи все ещё находятся в земле Израиля, но уже под чужой властью.
Наша недельная глава – начинается со слов: "Потомство Яакова – Йосеф” (Брейшит 37:2). То есть Йосеф продолжает начатое Яаковом. В предыдущей недельной главе Яаков начинает и заканчивает Галут – "ныряет” в ночь и побеждает ангела Эйсава. Через много лет то же самое повторяет его сын Йосеф – будучи проданным в рабство, он не только не растворяется в Египте, но достигает уровня, на котором он управляет всем Египтом (архетипом и причиной всех последующих Галутов).
К чему весь этот исторический экскурс? Зоар говорит, что тому, кто воспринимает рассказы Торы как «просто истории о давно прошедших событиях» было бы лучше вообще не рождаться в этом мире (Беалотеха 152-а). И история Хануки, и рассказ о Йосефе имеют непосредственное отношение к нам.
У нас есть два праздника, не зафиксированных в Торе, которые в отличие от всех остальных основополагающих и базовых праздников останутся с нами навсегда. Это праздники Ханука и Пурим. Они очень сильно отличаются друг от друга. Оба эти праздника приходятся на зиму, но если Ханука - это самое начало длинной холодной зимы, то Пурим - это конец зимы и начало весны.
Свет Хануки даёт нам силы выжить в долгом изгнании в чужих землях (сюда, конечно же, относится и наша собственная Земля в том состоянии, в котором она сегодня находится). Пурим же - это начало возвращения в нашу собственную страну, начало восстановления Храма и начало Геулы. Йосеф со своими потомками не растворились в египетском Галуте, и их поведение позволяет нам, прикоснувшись к свету Хануки, добраться до конца зимы – до возвращения в Израиль, до праздника Пурим.
р.И. Гладштейн