Масаэй
Отрезки жизненного пути
«И поехали из Ґар Шефер
и остановились в Харада»
(Бе-мидбар, 33:24)
О сорока двух остановках Израиля в пустыне мы говорили не раз. Но сейчас нам предстоит попытка взглянуть на отрезок жизненного пути нации и личности, который Провидец из Люблина определял, как тот, о котором ему нечего сказать. Мы, благодаря Савраньскому ребе, познакомимся с двумя интерпретациями движения из «Горы Шефер в Трепет (Харада)».
Ученик Провидца, раби Цви Ґирш из Зидичева, ссылается на Трактат «Шабат» (89:2), где рассказывается мидраш о том, что праотцы Авраґам и Яаков не смогут «отстоять» своих детей, и только праотец Ицхак защитит своих потомков. По мнению раби Цви Гирша, именно идея, обрисованная в этом мидраше, проявляется в названиях двух остановок. Ґар – гора – это намек на Авраґама: «Как Авраґам, о котором написано – гора» (Псахим, 88:1). Речь идет о его связи с горой Мория – Храмовой горой.
Следует отметить, что, характеризуя нашего праотца как гору, мудрецы намекают на его связь с изначальностью, ведь, на ляшон койдеш беременность – ґерайон происходит от корня ґар – гора. И его первенство привязывается к месту, с которого начинается мир. Шефер, по мнению раби Цви Гирша – намек на праотца Яакова, как сказано в Трактате «Бава Мациа» (84:1): «Красота (шуфра на арамейском) Яакова подобна красоте (шефер) первого человека». Здесь речь идет о собирательности уровня Яакова авину. Тиферет – красота – качество Яакова – результирующая качеств Авраґама и Ицхака. А остановка Харада–трепет – намек на праотца Ицхака, чья способность удерживать границы – качество гвура, стала спасением для Израиля в долгие годы Галута, когда связь с началом и Истиной (хесед и тиферет Авраґама и Яакова) оказалась недостаточной.
Совершенно иную интерпретацию этого жизненного отрезка дает раби Яаков Цви Ялиш (1777-1824 гг., Польша), другой ученик Провидца из Люблина. В слове ґар – гора он видит намек на гордыню, а слово шефер намекает на красоту и симпатию, которые заслуживает у людей, покидающий собственную неприступную высокую гордость и спускающийся к людям. В противном случае, его ждет вечный страх – он будет трепетать всякий раз – а как его встретят, достаточно ли уважения и почета он получит?
Практический вывод для нас с вами – для учеников Учителя предусмотрено собственное место и время учеников добавляет детали к не открывшемуся их Учителю