Ґаазину
ТОРА для всех?
«И прольётся как дождь учение Моё»
Дварим 32:2
На первый взгляд образ, нарисованный Пятикнижием, означает общедоступность и равенство в Даровании Торы – общеоживляющий дождь. Но для того и существуют мудрецы, чтобы мы не обходились первым, поверхностным впечатлением.
Первое углубление поверхностного – как следствие влияния дождя, отмечает раби Симха-Буним из Пшисхи, – отнюдь не мгновенно. Произведённое водой впечатление на растительность становится видимым только после выхода из-за туч всё оживляющего солнца. Слова Торы даже понятые нами, как кажется, нас не меняют, и лишь по прошествии времени мы обнаруживаем, что чудо (действие Вс-вышнего) произошло.
Раби Исраэль из Саланта усматривает сходство пути слов из головы в сердце с пропастью, отделяющей Небо и Землю. И если мы, не дай Б-г, отчаиваемся в возможности хоть что-нибудь из Торы почувствовать своим железобетонным сооружением, находящимся у нас там, где у Людей располагается сердце, то взгляд на небесный дождь, пробуждающий приземлённые растения, весьма и весьма способствует…
И ещё одно замечание о сравнении слов Торы и дождя. «Смешение воды и высоты лишь тогда способно совершить чудо на земле, когда человек эту землю вспахал и засеял. Иначе обильные осадки превратят землю в непроходимую грязь. Теперь осталось лишь вспомнить и сопоставить сказанное с заголовком.