Вайишлах
"Нормальные герои всегда идут в обход"
«И захватили город с уверенностью
и убили всех мужчин
(Бе-решит, 34:25)
Известен вопрос РаМБаМа : "По какой статье закона вынесли братья смертный приговор жителям Шхема?" Его ответ обосновывает решение братьев через следующих два правила – за нарушение одного из семи принципов для сыновей Ноаха не существует другого наказания, кроме казни; а нарушено было правило обязующее установить правовую систему и следовать ей. Изнасилование Дины дочери Яакова и Леи и безнаказанность преступления определили приговор.
Но на подобное hалахическое объяснение существует очевидное возражение – жители Шхема стали к моменту убийства герами. И тогда при чём тут законы Ноаха? Объяснение: брит мила как необходимое условие для исполнения включает в себя безусловное требование "обрезанный обрезает", а поскольку жители Шхема обрезали сами себя, то о вступлении в союз Авраhама говорить не приходится.
Мудрецы подчёркивают, что этот аспект западни (по- другому, операции по освобождению находящейся в заложниках Дины) прослеживается в словах братьев: "если станете, как мы обрезать себе каждого младенца" (Бе-рейшит, 34:15). Намёк на него – совершенно смыслово незагруженные, как кажется, слова "как мы"! Именно на них указует Пятикнижие: "И отвечали братья Шхему и его отцу Хамору с хитростью" (Бе-рейшит, 34:13), а Онкелос и РаШИ подчёркивают "с хитростью" – значит "с умом".
Братья, обусловив "как мы", обеспечили себе свободу действия против фальшивого перехода в еврейство, проявив необходимую в любой войне хитрость.
Само слово "хитрость" - "мирма" на иврите, происходит от корня "рам" - "высокий" и прямо указует на способ, которым пользуются "хитрецы" – для того, чтобы "кинуть" надо "вознести"! (Кстати, "арум – хитрый, умный" происходит от того же корня!)
Военная мудрость (которой так не хватает государству Израиль) использует хитрость для спасения жизни солдат. Лобовые удары по укреплённым позициям наносят лишь прямолинейные солдафоны не жалеющие жизни бойцов (как Жуков под Сычёвкой и Ржевом с 1941 по 1943 год).
Контрольный вопрос: Какой смысл, по-вашему, вложила Тора в слово "с уверенностью" из нашего эпиграфа?
Контрольный ответ: Уверенность братьев зиждется не только на понимании "наше дело правое, победа будет за нами", а военная хитрость – залог успеха. Мудрецы находят еще одну причину их уверенности в собственных силах Всевышнего. Сказано: "И было на третий день, когда у них болит" (Бе-рейшит, 34:25). Вопрос: на третий день и болит?? Объяснение мудрецов – поскольку сделанное обрезание не было вызвано искренним желанием стать евреями, оно привело к весьма болезненным последствиям и не только телесным. Потому братья были уверены, что происходящее вполне заслужено и никак не может быть отменено неискренним (приносящим боль) обрезанием!