Хаей Сара
Жизнь и вечность
Это учит нас тому, что
Сара все дни жизни своей была
красива как семилетняя,
невинна как двадцатилетняя
и мудра как столетняя
РаШИ
Любая попытка представить себе жизнь нашей прамамы Сары наталкивается на комментарий РаШИ, описывающий её недосягаемость. Быть может, это было одной из причин, побудивших наших мудрецов избрать для нашей главы столь неподходящее, на первый взгляд, название.
Его смысл – лишь оставшееся в вечности называется жизнью, и потому судить о сделанном человеком можно лишь с дающего правильную перспективу расстояния, после его смерти. Уроки, которые мы извлекаем из всего сделанного и сказанного Сарой и есть "Жизнь Сары". В данном случае мы попробуем увидеть вечность преподанных ею уроков через… величие Авраhама.
Реакция Авраhама на безусловное требование Сары отослать hАгарь и Ишмаэля наталкивается на понятное сопротивление отца и мужа, вот только отчего понятное?! Ведь Авраhам не был "обычным семьянином"!? (Тем, кто сомневается, предлагаю вспомнить «заклание Ицхака».) А, следовательно, не очень понятна реакция Авраhама: "и показалось это Авраhаму весьма плохим, из-за сына его" (Бе-рейшит, 20:12), особенно "из-за сына его", отчего же не из-за жены его??
Объяснение присутствует, говорит Хатам Софер, - в трактате "Ктубот", где в листе 53:1 приводится спор р. Еhуды и р.Шмуэля о распределении наследства между сыновьями – праведным и мерзавцем. Против предпочтения сына праведника его брату существует элементарное возражение – у праведника сын может оказаться мерзавцем (Эйсав сын Ицхака), а у мерзавца вполне может быть сын праведник (Авраам сын Тераха). Как раз этот довод и объясняет реакцию Авраhама – "из-за сына его", из-за сына Ишмаэля! Ведь вполне здравым рассуждением является предложение о наличии в потомстве Ишмаэля праведников.
Ответ Сары, подтверждённый Всевышним, однозначен, и для нас с вами, окруженных потомками Авраhамова первенца, не утешителен. А "столетность" Сары легко просматривается теперь в малопонятных прежде словах: "Не унаследует сын служанки этой с моим сыном, с Ицхаком". Речь идёт о возможных подозрениях в адрес Сары в материнском эгоизме и желании видеть Ицхака единственным наследником. Потому и звучит, что оставления наследства Ицхаку недостаточно, требуется "хирургическое" удаление Ишмаэля, поскольку речь идёт о духовном влиянии сына служанки на Ицхака!
Практический вывод: ищущие в "палестинском народе" праведников – "не обрящут"!