Недельная глава, завершающая четвёртую книгу
Пятикнижия даёт конспект «Масаэй» – «Странствий» Исраэля по пустыне
жизни. В этом смысле, она является логическим завершением того
построения по дгалим – «знамёнам», которое было проекцией лагеря Шхины в
наш бренный мир. Конечно же, идеальность построения – залог неуклонного
движения к Цели. И сорок две остановки – это маршрут того Исхода из
Египта, зародышем которого был Исход поколения Моше: «Вот странствия
сынов Израиля, которые вышли из Египта» (33:1).
Мудрецы дают прямо противоположную оценку
перечислению названий сорока двух остановок. «Гур Арье» (Маґараль из
Праги), объясняя РаШИ, говорит: «Для того чтобы помнил Исраэль добро,
сделанное ему» (к 33:1). И также рабейну Бехайе: «Дабы объявить, что не
двигались в пустыне как заблудившиеся и ошибающиеся, а наоборот,
наслаждающиеся» (к 33:2).
Мидраш Раба говорит прямо противоположное: «Так
сказал Всевышний Моше: «Перечисли им все места, где они сердили Меня».
Поэтому сказано: "Это странствия"» (к 33:3).
Конечно же, обе эти точки зрения имеют общий
смысловой знаменатель. Наши скитания по пустыне жизни отнюдь не всегда
похожи на турпоездку, но их конечное назначение, Геула, превратит всё
бывшее в добро, и то, что казалось нам злом, в ступеньки, которые
привели нас на пьедестал нашего почёта!
И неслучайно чтение этой главы всегда приходится на
три тесных недели между семнадцатым тамуза и девятым ава. Так же, как
эти два наигорчайших дня станут праздниками, а дни между ними –
полупраздничными, так и дни нашей жизни и жизни всех поколений окажутся,
в конечном итоге, странствиями по пустыне жизни, которые привели нас, в
итоге, к Геуле! И только полное Избавление от всех иллюзий и миражей
даст нас единственную реальность – Всевышнего.
И более чем символично, что последние слова книги
«Бе-мидбар»: «У Ярдена, напротив Йерихо» (36:13), – оставляют нас у
входа в Дом Божий, в Страну Израиля, замок от которой – Йерихо.
|