Толдот
Место, время и личность
«…и нашли колодец живой воды…»
(Бе-рейшит, 26:19)
Интерпретация трех колодцев, как трех Храмов, хорошо известна[1]. Но рав Шломо Эфраим Лунчиц объясняет символичность деталей, позволяющую больше узнать об эпохах, связанных с Храмами.
Говорит Трактат «Йома» (9:2): «Во [время] Первого Храма» были вражда и ссора, и беспричинная ненависть между руководителями Израиля, которые называются пастухами, как сказано: «и поставлю над вами пастухов» (Йермияґу, 23:4). Первый Храм был разрушен из-за вражды царей Израиля и Йеґуды.
Во втором Храме, объясняет рав Лунчиц, проблема была не с границами государств, а между простыми евреями. И оттого название второго колодца «обвинение – ситна». Первый колодец «распря» подразумевает некую общность, границу, интересы, политику. Второй же символизирует беспричинные обвинения, неприятие друг друга.
Третий Храм, который будет построен царем-Машиахом назван «реховот – широкий» в силу «просторности» в отношениях между людьми и народами. И это оттого, что с приходом Машиаха установится мир, и эгоцентризм станет самым порицаемым качеством на Земле. И нетесность станет главным приобретением борцов со все ограничивающим Эго!
Проблема места (границ) и времени (неприятия) решается лишь на уровне личности – широты, нестесненности.
[1] Смотри «Путешествие по недельным главам», «Бе-рейшит».