В беременный год (именно что беременный, а не
високосный) из-за дополнительного месяца Адара главы Ваякхель и Пекудей
читают не слитно, как в обычный год, а в отдельные Шаббаты, тем самым
растягивая чтение книги Шмот на 11 Шаббатов вместо 10. Ну и что с того?
Чернобыльский Ребе (Меор Эйнаим), объясняя первую главу книги Шмот, дает
возможность понять последнюю недельную главу - завершение книги Шмот.
Книга Шмот начинается с описания первого изгнания -
спуска 70 душ из Израиля в Египет. Речь, конечно же, идёт не только об
изгнании народа, но об исчезновении ощущения присутствия Всевышнего в
этом мире. Понятно, что присутствие Всевышнего из этого мира никто не
изгонял - исчезло ощущение этого присутствия. Ведь если это ощущение
присутствует, то и изгнание в Египет будет еще одной гранью проявления
Всевышнего в нашем мире. Итак, в начале книги
Шмот дается описание проблемы - потеря ощущения Всевышнего, а в
последней недельной главе (одиннадцатой по счёту) есть намёк на решение
проблемы. Как уже говорилось, обычно книга Шмот завершается за 10
недель, но в те годы, когда появляется дополнительный месяц Адар, чтение
длится одиннадцать недель. Число десять, конечно
же, указывает на десять сфирот. А на что указывает число одиннадцать?
Одиннадцать - это сфира Даат. Но ведь в самом старом из каббалистических
текстов сказано "Количество Сфирот 10, 10, а не 9, 10 а не 11" (Сефер
Йецира 1:4). Дело в том, что когда в число 10 сфирот считается кетер, то
не считается даат, и наоборот. Но полный репертуар Дерева Жизни состоит
из одиннадцати сфирот. Даат - это сфира,
отвечающая за ощущение Всевышнего, другими словами, практический опыт.
Когда Рамбам в самом начале Мишне Тора пишет "...Основа основ и столп
мудрости – знать, что есть Всевышний..." (Мишне Тора 1:1). Знание, о
котором говорит Рамбам - это не абстрактные рассуждения, а как раз таки
практический опыт. Так вот, недельная глава
Пекудей, которая соответствует сфире Даат, всегда читается в месяц Адар,
рядом с праздником Пурим. Одно из первых обвинений, которое приводит
hаман царю Ахашверошу, звучит так: "...Их законы (дат) не похожи на
законы других народов и не соблюдают законов царя ..." (Мегилат Эстер
3:8) Слово дат на иврите означает «религия» и
поэтому не совсем понятно, в чём состоит смысл обвинения hамана. Ну не
похожа у этого народа религия, ну и что? Мало ли, какие бывают религии,
одной больше, одной меньше - какая разница. И тут мы вплотную подходим к
потенциальному решению проблемы. Просто сам факт того, что о Торе
говорят как просто об одной из религий, указывает на глубочайшую
проблему. Слова дат (религия, то есть набор
обрядов и ритуалов) и даат (сфира, обеспечивающая ощущение присутствия
Всевышнего) отличаются всего одной буквой айн. То есть дат - это даат из
которого выпал айн. Числовое значение айн - 70. Это те самые 70 душ
спустившихся в Египет, 70 граней Торы и 70 народов мира. Получается, что есть два варианта: Либо у нас, как
обвинял hаман, есть просто одна из религий, либо же у нас есть Тора, в
которой присутствуют все 70 граней, которая, сверкая всей своей
полнотой, светится внутри нас и делает мир светлее. Хотим ли мы
воспринимать Тору во всей существующей полноте или нет - это и есть наш
выбор. Тот выбор, который мы в первый раз совершили в Пурим - выбрали и
получили настоящую Тору во всей ее полноте. р.
И. Гладштейн
|