Дварим
Сердце пророка
«Вот вещи, которые говорил Моше
детям Израиля в Заиорданье, в пустыне,
в Араве, напротив Суф, между Фараном
и между Тофелем и Лаваном, и Хацеротом,
и Ди Заґавом. В одиннадцати днях от Хорева,
по пути через Ґар Сеир до Кодеш Барнеа».
(Дварим, 1:1-2)
Столь нетривиальное начало пятой Книги Пятикнижия заставляет наших мудрецов не скупиться на объяснения. Но мидраш, на который ссылается Хатам Софер, позволит нам в очередной раз убедиться в неисчерпаемости Торы. Этот мидраш утверждает, ни много, ни мало, что слова, открывающие книгу «Дварим», – это… ответы на вопросы Израиля к Моше. Более точно (и невероятно) – это проверка (успешная, чтоб вы не сомневались) нашего Учителя Моше на… вменяемость??!!
Для излишне впечатлительных напоминаю: мидраши наших мудрецов не следует понимать буквально. А для раскрытия идеи, стоящей за этим мидрашем, Хатам Софер отсылает нас к пророку Йирмияґу (39:2). «…девятого[числа] четвертого месяца была проломлена городская [стена]». Простите, но это событие (приведшее к разрушению ПервогоХрама) произошло не девятого, а семнадцатого тамуза?! Хатам Софер вслед за мудрецами объясняет, что ошибка пророка(!!) связана с теми будущими ужасами, которые предстояло пережить нашему народу. Муки детей Израиля переполнили сердце пророка и заставили его разум ошибиться.
Его желание исправить ошибку, натолкнулось на… запрет Вс-вышнего. Хатам Софер объясняет этот запрет желанием Создателя продемонстрировать «человечность» пророков. Все что нам остается для объяснения теста на вменяемость нашего Учителя, это личный просмотр будущего Израиля, устроенный Творцом Моше Рабейну. Глядя на территорию Страны Израиля, отец всех пророков видел не только географию, но и историю! И нужно было обладать сердцем Моше, чтобы вместить всю боль детей Израиля на их историческом Пути и при этом не потерять голову от эмпатии!
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: