Пкудей
Завершение как соединение
«Эти счета Мишкана»
(Шмот, 38:21)
Последняя из недельных глав второй книги Пятикнижия удивляет своим содержанием. Полный расчет о расходованных средствах народа выглядит мелковато на фоне глобальных тем книги «Шмот», согласитесь. Раби Менахем Мендл из Косово
усматривает удивительную связь между словом «эле - эти», открывающим и озаглавливающим нашу главу, и весьма известными словами эрев рава: «эти силы твои Израиль – эле элоґеха Исраэль».
Как нам известно, смысл сделанного нами золотого тельца – это выбор дороги Галута, которая чревата не только длиной, но и множественностью, как поворотов сюжета, так и задействованных сил. Именно борьба с множественностью задействованных сил и составляет внутренний стержень двух заключительных глав книги «Шмот». Собирание евреев в главе «Ва-якґель – и собрал» нашим учителем Моше и отчет нашей главы полностью проявляют уникальнейшую черту нашего Учителя – способность соединять разрозненные части в целое.
Падение Израиля, связанное с выбором Галута, категории «эле – эти» исправляется поднятием на высоту Синая, на высоту пятидесяти ступеней Дарования Торы. Раби из Косова объясняет, что добавление букв юд (числовое значение – десять) и мэм (числовое значение – сорок) превращает «эле – эти» в элоґим – Источник всех сил», тшува – возвращение к Источнику!
В заключение – известное высказывание наших мудрецов: «пустейшие из них [из Израиля] полны мицвот, как гранат». Рав Давид Поварский (из руководителей Паневежиской йешивы) задает вопрос: но если «полные мицвот», то как же «пустые»? Ответ: «как гранат» – подобно зернышкам граната, множество мицвот не ведет к категории Один без внутреннего Машиаха[1], Собирателя.
[1] Смотри тему «Сам себе Машиах из цикла «Сюжеты бытия»