Ноах
Четвертый сын
«И увидел Хам, отец Кнаана, потаенное отца своего…
и пробудился Ноах от вина своего и узнал, что сделал
ему младший сын и сказал: «проклят Кнаан».
(Бе-рейшит, 9:22, 4:25)
Вопрос, пробуждаемый текстом – причем тут Кнаан? Устная традиция доносит до нас причинно-следственную связь: Кнаан – причина, а Хам – следствие. Причина чего, простите?! И позвольте не удовлетвориться обычными объяснениями, уж больно высок был потенциал детей Ноаха. Намек на возможный ответ содержится в наименовании «Страна Кнаан». Попытка объяснения, мол, так исторически сложилось, натыкается на возражение РаШИ к пасуку: «а кнаани тогда в Стране» (12:7) – «идет и захватывает ее».
Дарование Страны Авраґаму и его потомкам сопровождается… передачей ее потомкам Кнаана?! И снова, само ее поименование в «честь» Кнаана – в силу каких «заслуг»? Рабейну Бе-хае усматривает в действиях Хама-Кнаана идею предотвращения не просто рождения сына, а рождения четвертого сына – наследника. В каком смысле, простите? Четвертая буква Тетраграмматона (непроизносимого, общего Имени Вс-вышнего) символизирует царственность. И неслучайно четвертый сын Яакова (в четвертом(!) поколении от Авраґама) – Иеґуда. Именно происходящий от него царь – Машиах, будет владеть Страной Израиля. Не лишним будет вспомнить и о четвертом имени наших праотцев, ставшим именем нашей страны.
Но четвертый сын Хама (Бе-рейшит, 10:6) «И сыны Хама: Куш (Африка) и Мицраим (Египет), и Пут (Ливия), и Кнаан» становится "четвертым" только в случае нерождения еще одного сына Ноаха... А ставка не более, не менее чем Дом Создателя – Страна Израиля. Страна Кнаан получает свое имя на все время до прихода Машиаха. Попытка Хама-Кнаана овладеть землей Создателя, как и всякое Зло, наказуется… временностью.
|