"И собрал Моше всю общину Израиля..." (Шмот 35:1) Сразу же возникает вопрос, а чем это собрание так отличалось от всех остальных? Почему в других местах не сказано что была собрана вся община? Да и потом, что такого нового сообщил Моше собравшимся? О том, что нужно шесть дней работать, а седьмой день должен быть выделен - так в чем здесь новизна? Ведь это далеко не первое место, в котором упоминается Шаббат, зачем нужна эта тотальная мобилизация?
Сфат Эмет отмечает важную параллель между законами Шаббата и той «сборкой», которою организовал Моше. "Оставайтесь каждый там, где сидит, пусть никто не сойдет со своего места в седьмой день" (Шмот 16:29). На первый взгляд, это очень странное сравнение, ведь сложно представить себе Шаббат, проведенный в изоляции. Обычно Шабат и есть то время, когда люди собираются вместе, а не отсиживаются по углам.
Более того, Шаббат - эта та точка, которая придает смысл всему произошедшему за предыдущие шесть дней. То есть, одна из функций Шаббата - соединение. Соединение верхнего и нижнего, частного и общего, человека и Всевышнего.
Как известно, в местах большого скопления народа начинают действовать совершенно иные психологические законы и иногда люди ведут себя настолько иррационально, что создается впечатление, что групповые процессы обретают собственное существование, в какой-то степени независимое от воли отдельных людей, составляющих эту группу.
Но, как объясняет Зоар, "пусть никто не сойдет со своего места в седьмой день" не имеет ничего общего с изоляцией. Дело в том, что Маком (на иврите «место») - это одно из имён Всевышнего. Смысл этого имени состоит в том, что Всевышний создал место для мира, и мир в каком-то смысле существует внутри Всевышнего (Псикта Раббати 21).
Использую такую трактовку слова «место», Зоар говорит, что указание не сходить со своего места означает, что от нас требуют не терять личной связи со Всевышним в Шаббат (Зоар III: 207-А). Почему личной? Да потому что то место, о котором идёт речь, это Маком внутри человека.
В Шаббат, когда у нас появляется дополнительная возможность усиления связи с Всевышним через уровень общины, очень важно не забывать о том, что кроме "командной игры" существует ещё и уровень индивидуальной связи. Именно этот уровень связи может оказаться недостаточно развитым в результате усиления связи на уровне общины и об этом предупреждает нас Тора, запрещая "сходить со своего места”.
р. И. Гладштейн