Наша юность
«Помню я тебе хесед
юности твоей, любовь
брачной ночи твоей – как
шла ты за Мной в пустыне,
в стране, где не сеют»
Йермиягу 2:2
Из Гафтары к главе «Пинхас»
Начиная с недельной главы «Пинхас» время «побеждает» тематику недельных разделов Пятикнижия. Весь год, кроме периода от Семнадцатого Тамуза и до чтения главы «Бе-рейшит» в новом году, мы читаем отрывок из пророков, чье внутреннее содержание идентично теме главы Торы. Но, начиная с первого поста,[1] тематика ґафтары отражает «дух времени». Три ґафтары бедствий (пур’анут) продолжаются семью неделями утешения и заключаются двумя отрывками, чья тема тшува (раскаяние, исправление, ответ и возвращение).
Первый из «бедственных» отрывков удивляет содержащимся в нем … утешением. Но начнем по порядку. В ближайший шабат мы будем читать самое начало пророческой книги Йермияґу. Она начинается с «назначения» Йермияґу сына Хилькияґу, коґена из Анатот (надел Биньямина, неподалеку от Йерушалайма) пророком.
Полученное откровение не вдохновляет Йермияґу «на подвиг» и он, подобно Моше в аналогичной ситуации «отнекивается»: «не опытен я в вещах (словах, ситуациях) так как юноша я». Вс-вышний не начинает «уговаривать» Йермияґу как Моше, а отвечает не сов сем понятно: «Не говори Мне «юноша я», так как куда Я пошлю тебя – пойдешь, и все, что повелю тебе – говорить будешь» (1:6,7). Вроде бы излишне строго, не совсем в тему – что значит « не говори Мне – юноша я»?!
За разъяснениями мы «отправимся» в понятия «наар» - юноша, и процитированное нами в эпиграфе – «хесед неураих – щедрость юности твоей». Когда Галиат (Голиаф) день за днем поливает грязью воинство Израиля, то Давид, единственный, не убоявшийся выступить против него, «наар». И причина удивительной уверенности Давида в победе, в том, что он идет защищать честь «воинства Всесильного». Его бесстрашие, это чистота веры в помощь Вс-вышнего, юношеская чистота! Не случайно, замечает рав Мордехай Эйлон, Шауль после победы Давида над Галиатом, дважды называет его «наар».
Мы можем, следовательно, закрепить ассоциацию «наар – чистый, незапятнанный». Но мидраш говорит о большем (Псикта Рабати 26:13): «Ведь юношу я люблю, который не пробовал вкус промаха»- так сказал Вс-вышний Йермияґу». И об этом сказано у пророка Гошеа: «Так как юноша Израиль, и возлюбил Я его, и от Египта называл его – сын Мой» (11:1)
Теперь понятен смысл ответа Вс-вышнего на возражение Йермияґу: «… так юноша я. Не говори мне юноша я». Именно чистота юности – залог великой Любви Творца к Израилю. «Помню я тебе щедрость юности твоей» - помню, даже если ты забыла, добавляют мудрецы. Потенциал отношений Вс-вышний – Исраэль остается навсегда и ничто не может его уменьшить.
Каждое поколение получает его целиком, и это потенциал того утешения, которое заложено в суть бедствий, постигающих Израиль. Юность – незапятнанность – потенциал – фундамент – любовь Вс-вышнего к Израилю!
[1] Подробнее о назначении пяти постов еврейского календаря смотри «Визуализация кабалы» «Приложение».