Итро
Присоединяйтесь, господа евреи, присоединяйтесь!
«И услышал Итро, лидер Мидъяна, тесть Моше,
обо всём, что сделал Всесильный для
Моше и для Израиля, народа своего,
что вывел Б-г Израиль из Египта.»
Шмот, 18:1.
РаШИ, комментируя эти строки, открывающие недельную главу, задаёт вопрос: «Какой именно слух услышал и пришёл?» — и отвечает: «Разрыв вод Красного моря и войну с Амалеком».
Вопрос РаШИ, как и ответ на него, вызывает недоумение. Ведь Тора достаточно полно описывает, что именно услыхал Итро. В ответе же, который приводит РаШИ, есть добавочный по сравнению с Пятикнижием факт — война с Амалеком. И, следовательно, РаШИ вовсе не имеет в виду, что потрясённо-убеждённый чудесами Итро решил присоединиться к народу Торы. Ведь война с Амалеком является по своей природе сильнейшим античудом. Сами посудите: еврейский народ, увенчанный надприродным вниманием Творца (постоянными чудесами, сопровождающими путь к Синаю) подвергается ничем не спровоцированным нападением со стороны Амалека. Сама возможность подобного поступка есть сильнейшее духотрясение основ бытия. Амалек нападает на народ, ведомый самим Всевышним!?
Для понимания сказанного РаШИ мы вспомним ещё о глаголе лишмоа (слышать), имеющем в иврите также значение понимать. И тогда вопрос, заданный РаШИ, прозвучит так: «Что понял Итро из услышанного?» — а ответ: «Что существует амплитуда духовных колебаний: от величайшего из чудес, от проявления высочайшей любви до откровенно вызывающей ненависти Амалека!» Урок, выученный Итро и преподанный РаШИ, — никакое самое сильное потрясение (чудо) не является достаточным условием для сущностных изменений внутри человека.
И поступок Амалека — ярчайшая тому иллюстрация. Потрясённый, как и весь остальной мир, раскрытием Всевышнего Амалек находит в себе силы оправиться и выражает своё архинегативное отношение к Истине прямо и непосредственно. За невозможностью дотянуться до Творца он пытается пустить еврейскую кровь. Но речь сейчас не о значении этой крови и последовавшем за ней океане новой еврейской крови, пролитой в ходе исторического процесса. Наша задача — усвоить урок, донесённый до нас РаШИ.
Не существует индифферентного отношения к Истине. Жизнь — это постоянно протекающий духовный процесс. приближения либо, не дай Б-г, отдаления от Творца. И поступок Итро — присоединение к еврейскому народу — это и ужас от понимания того, что Амалек в сфере нашего выбора!..
Мораль: платонические отношения с Истиной — ложь (путь к Амалеку)!
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: