Тецавэ
Уроки камня «Яшпэ»
«И в четвёртом столбце – таршиш и шоам и яшпэ» Шмот, 28:20
Каждый из двенадцати камней нагрудника Первосвященника был связан с одной из ветвей (шевет, матэ – как христиане вышли на «колено» - спрашивайте у них) Израиля. Яшпэ был камнем колена Беньямина (Бааль ґа-Турим указывает на равенство гематрий слов Беньямин бен Яаков (396) и «яшпэ» (395 плюс Один)).
С этим камнем связана история, которую рассказывают деткам в первом классе. (Оригинал в трактате «Пеа» Йерушалаимского Талмуда.) Однажды пропал камень яшпэ с нагрудника Первосвященника. У одного гоя по имени Дама бен Натина в Ашкелоне был такой камень. Мудрецы отправились к нему, но натолкнулись на неожиданный отказ. Даже подняв цену «до небес», им не удалось поколебать отрицательной позиции владельца камня. Каково же было их удивление, когда неуступчивый хозяин догнал их и согласился продать камень по первой предложенной ими цене, объяснив это тем, что не мог продать камень раньше, ибо его отец спал на ключах от сокровищницы, а дополнительные деньги, «заработанные» на уважении к папе, он тоже брать не хочет. В награду (неевреям отплачивают за хорошие поступки уже в этом мире) родилась у него рыжая корова, и взял он за неё у евреев те деньги, которые не заработал на драгоценном камне.
Удивительный урок уважения к родителям в контексте камня ветви Беньямина связан с особенностью отношений, сложившихся именно у этого сына с праотцем Яаковом. Все братья, кроме него, оказались виновны (продажа Йосефа) в страшном огорчении отца. Сам Йосеф, двадцать два года отсутствовавший в доме Яакова, также не может быть сочтён идеалом сыновней любви. И лишь Беньямин в полной мере исполнил свой сыновний долг. Именно отсюда проистекает особая связь этого камня с законом об уважении и почитании родителей.
До сих пор первый слой комментариев. Как уже догадался читатель, имеющий предыдущий опыт общения с автором, история для первоклашек имеет дополнительные уровни восприятия, любовно заложенные мудрецами. Выход на них – это вопрос раби из Коцка: «Что, мудрецы не нашли никого, кроме гоя, чтобы преподать евреям урок уважения к родителям?!»
Несомненно, концовка истории о Даме бен Натина позволяет увидеть более глубокий урок мудрецов. Если гой готов поступиться богатством ради трепетного отношения к отцу, и не готов заработать на этом при подвернувшейся возможности, то от еврея требуется (говорит раби Менделе из Коцка) жертвовать всем (разумеется, не рассчитывая на «компенсацию») по «первому знаку» Всевышнего. Приказ о «рыжей корове» принципиально лишён обычного человеческого смысла, и готовность расстаться с фантастической суммой ради исполнения этого закона впечатляет именно в сравнении с поступком нееврея, проявляющего замечательное уважение к отцу – закон, находящийся в рамках вполне здравого смысла.
На следующий уровень комментариев можно выйти, вспомнив, что «рыжая корова – мама золотого телёнка», а следовательно, как причину правильного выбора (щедрости еврейского сердца – смотри комментарий к главе «Трума») можно увидеть через бесконечное уважение (кавод – тяжесть) к Первопричине, которое естественно перевешивает (приказ – мицва!) любые ценности, которые может вообразить себе человек!
РЕЗЮМЕ: щедрость выбора нашего сердца – это отказ от всёограничивающих рамок собственного эгоизма. Путь от желания («Трума») к обязанности («Тецаве»)!