Хаей Сара, Вайишлах
Время – оружие обоюдоострое
«И похоронили его Ицхак и Ишмаэль»
(Бе-рейшит, 25:9)
Известный мидраш объясняет признание Ишмаэлем первенства Ицхака, его тшуву, сделанную на закате его жизни. Но Тора ничего не говорит о причинах, побудивших Ишмаэля вернуться. А также о том, что позволило отосланной Агари вернуться к Авраґаму в качестве Ктуры – несомненной праведницы. И мне, вслед за равом Каґаной, предложившим простое объяснение[1] симпатии, вызванной Ноахом у Творца, хочется дать несложное объяснение мотивов тшувы Ишмаэля и его матери. Детонатором этого комментария будет встреча Эйсава с нашим праотцем Яаковом из недельной главы «Ва-йишлах».
Мы всегда рассматривали эту встречу, как важнейшую веху в жизненном пути Яакова – отделение от Эйсава[2]. Но рассматривая это судьбоносное рандеву, как ступеньку, необходимую для поднятия Яакова на уровень Исраэля, мы недооцениваем «хитрость» Вс-вышнего. То есть? Замысел Творца включает все (!) детали Мироздания. И мы, будучи средством – родителями, детьми, коллегами и т.д., являемся Целью – детьми Создателя. А значит, встреча с Яаковом важна для Эйсава ничуть не меньше, чем для нашего праотца. Ведь выбор Эйсава: «Я иду на смерть. И зачем мне первородство?» - это выбор всей западной цивилизации (и примкнувших к ней). Смерть, которую выбирает Эйсав и его последователи – это хорошая жизнь в материальном мире. Семьдесят, восемьдесят лет удовольствий в мире материи и бог с ней, с вечностью. Эта позиция, при всей ее непритязательности, кажется побеждающей. И не только у людей из серии «гроші і харчі хороші», но и в нашем внутреннем мире, где Эйсав все еще не побежден Яаковом.
Нехитрость идеи «продать душу дьяволу» вовсе не делает ее менее привлекательной. Вот только цена, «полученная» Эйсавом за природное первородство, вызывает сомнения. Посудите сами. Получивший все деньги самых богатых людей на Земле – Авраґама и Ицхака, Эйсав на склоне лет встречается с альтернативой – братом-близнецом. И выясняется, что этот «небожитель», небхл, имеет в этом мире хоть и меньше, но не принципиально! Но зато какие у него жены – наши прамамы! А дети – просто двенадцать ветвей! И естественно возникает вопрос, который я называю «момент истины»: за что боролись?!
Собственно, если обобщить, то само время диктует весьма жесткую ситуацию: все в прошлом и ничего в будущем! И как мне кажется, изменение жизненной позиции Ишмаэля и Агари связано именно с закатом их жизни. Именно естественность их тшувы – причина ее необъясненности Торой. Ну, а главный вывод выведен, естественно, в заглавие: время – оружие обоюдоострое – или Творец не Абсолютен.