Ва-йешев
Мудрость и пророчество
«И ответил Йосеф фараону, сказав: без
меня ответит Вс-сильный шалом фараону»
(Бе-рейшит, 41:16)
Продажа Йосефа в Мицраим и хитросплетение сюжета его нахождения там, скрывают от нас удивительное изменение реальности – конец эпохи отцов. Переход от Авраґама, Ицхака и Яакова к двенадцати ветвям, сопровождается… исчезновением пророчества. Представим себе, насколько легче было бы Йосефу и его братьям, если бы Вс-вышний не поскупился бы на пророчество. Но положение обязывает братьев работать с намеками.
Сны Йосефа сменяются обстоятельствами, через которые его проводит Вс-вышний. И метод намёка, в случае Йосефа, сбоя не дает. Как апофеоз пути Йосефа – растолкование снов фараона. Неудача местных мудрецов связана со спецификой египетского мировоззрения. Материальность в квадрате подразумевает конкретность обсуждаемых реалий, исключение абстрактных объектов. Намек на время потому волхвами не воспринимается.
Зато для Йосефа семь хороших лет, поедаемых семью голодными, это «родной» сюжет «от» дедушки Лавана. Семь лет работы за Рахель оборачивающиеся еще семью годами работы за… Рахель имели своей целью порабощение Яакова[1]. И потому для Йосефа (как и для всех детей Яакова) сны фараона были вполне понятным намеком Вс-сильного.
[1] Смотри комментарий «Гамбит Лавана» из «Путешествия по недельным главам» книги «Бе-рейшит».