Ницавим
Расчетливость ецер ґара
«И вот, как услышит он
этого, он благословит себя в сердце своем, говоря: «мир
будет мне, хотя по произволу сердца своего пойду». И
пропадет таким образом напившаяся с жаждущей.
Не захочет Вс-вышний простить ему».
(Дварим, 29:18-19)
Эти слова, не раз объясненные мудрецами, автор «Драгоценного сосуда» предлагает увидеть, как предупреждение «особо умным» эгоистам и касается исключительно расчетов, а не поступков. Тех самых расчетов, которые хуже преступлений, ибо являются их причиной. Местопомещением как веры, так и ее антипода – эгорасчетов, является сердце:
«Дабы захватить сердце детей Израиля» (Йехескель 14:5)
И поскольку слова «клятвенного договора» в параграфе «чужой работы» говорят об образах весьма материальных: «дерево и камень, серебряное и золотое» (29:16), то можно прийти к желаемому (эгоцентризмом!) выводу, что, умоляя судьбу (карму, природу, звезды, богадушумать, Кришну и т.д.), ничего страшного человек не совершает, ведь он всего-лишь попросил…
А мотивация может быть самой разнообразной, от «жаждущей» - слабости, до «напившейся» пресыщенности! И проступки, которые нам Творец «не захочет… простить» - это те, где мы изначально рассчитали, что «мир будет мне».
И это практический урок молитвы Рош ґаШана – Дня Памяти. Прося Вс-вышнего вспомнить, мы отдаем себе отчет, что не все бывшее было хорошим, но все, что не будет восстановлено в памяти, не будет (не дай Бог) исправлено. А страшнейшее наказание за расчеты, типа: «сейчас я себе разрешу, а потом вымолю себе прощение» - «забывчивость Вс-вышнего» - как раз эти преступления, сделанные в расчете на Его милость, не будут удостоены прощения.